Главная · Где взять · Валютные операции. Национальный правовой интернет-портал республики беларусь Порядок осуществления валютных операций резидентами

Валютные операции. Национальный правовой интернет-портал республики беларусь Порядок осуществления валютных операций резидентами

  • 8. Понятие и состав финансового правоотношения. Юридические факты в финансовом праве
  • 9. Понятие финансового контроля. Финансовая дисциплина
  • 10. Формы, виды и финансового контроля
  • 11. Методы финансового контроля
  • 12. Органы, осуществляющие финансовый контроль
  • 13. Общая характеристика финансово-правового конфликта и финансово-правовой ответственности
  • 14. Понятие и признаки финансового правонарушения
  • 15. Финансово-правовые санкции
  • 16. Понятие и виды бюджетов
  • 17. Бюджетная система Российской Федерации
  • 19. Особенности закона о государственном бюджете.
  • 20. Понятие доходов бюджетов. Классификация доходов. Правовой режим бюджетного дефицита.
  • 21. Понятие и формы расходов бюджетов. Бюджетное финансирование
  • 22. Финансирование капитальных вложений
  • 23. Бюджетное кредитование
  • 24. Понятие бюджетной компетенции
  • 25. Бюджетная компетенция Российской Федерации
  • 26. Бюджетная компетенция субъектов рф
  • 27. Бюджетная компетенция муниципальных образований
  • 28. Понятие и стадии бюджетного процесса
  • 29. Понятие и виды целевых денежных фондов
  • 30. Правовой режим целевых бюджетных фондов
  • 32. Особенности целевых внебюджетных фондов Президента рф и Правительства рф
  • 33. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
  • 34. Понятие и характеристика неналоговых доходов государства и муниципальных образований
  • 35.Роль платежей за пользование природными ресурсами
  • 36.Понятие и значение налогов и сборов
  • 38. Налоговые правоотношения. Правовой статус участников налоговых правоотношений.
  • 39. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
  • 40. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
  • 41. Правовой режим зачета и возврата и излишне уплаченных налогов
  • 42. Федеральные налоги и сборы
  • 43. Налоги и сборы субъектов федерации
  • 44. Местные налоги и сборы.
  • 45. Налоговый контроль
  • 46. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
  • 47. Налоговые правонарушения
  • 48. Налоговая ответственность и санкции в налоговом праве
  • 49. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
  • § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
  • 51. Основные фонды и оборотные средства унитарных предприятий. Порядок распределения прибыли на них.
  • 52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
  • 53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
  • 54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита
  • 55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом
  • 57. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
  • 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
  • 59. Правовое регулирование наличного денежного обращения. И безналичных расчетов.
  • 60. Правила ведения кассовых операций
  • 61. Валюта и валютные ценности. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль
  • 62. Правила осуществления валютных операций
    1. 62. Правила осуществления валютных операций

    Валютные операции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

    а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с ис­пользованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

    в) осуществление международных денежных переводов. Законодательство, касающееся валютного регулирования и

    валютного контроля, устанавливает, что операции с иностран­ной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте под­разделяются на текущие валютные операции и валютные опера­ции, связанные с движением капитала.

    Под текущими валютными операциями понимаются:

    а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и ус­луг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредито­ванием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

    в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации процентов, дивидендов и иных.доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с дви­жением капитала;

    г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработ­ной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие ана­логичные операции.

    Под валютными операциями, связанными с движением ка­питала, понимаются:

    а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

    в) переводы в оплату права собственности на здания, соору­жения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижи­мому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

    г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

    д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

    Действует правило, согласно которому расчеты между рези­дентами осуществляются в валюте РФ.

    Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты РФ и иных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и перевод в Российскую Федерацию валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России совместно с Министерством финансов РФ и ГТК Рос­сии.

    Действующее законодательство устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резиден­тами:

    текущие валютные операции осуществляются без ограниче­ний;

    валютные операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

    резиденты имеют право без ограничений переводить, вво­зить и пересылать валютные ценности в Российскую Федера­цию при соблюдении таможенных правил;

    порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавлива­ет Центральный банк РФ;

    резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном рынке России в порядке, предусмотренном действующим валютным законодательством;

    порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом России. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке России уста­навливается Президентом РФ с последующим представлением информации высшему представительному органу России;

    физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переве­денные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пре­делах, указанных в декларации или ином документе, подтверж­дающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федера­цию;

    порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации ва­лютных ценностей устанавливает Центральный банк РФ совмест­но с ГТК России.

    Нерезиденты имеют право:

    иметь счета в иностранной валюте и в валюте РФ в уполно­моченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ устанавливает Центральный банк РФ;

    без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении тамо­женных правил;

    продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

    беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, ука­занных Законом о валютном регулировании, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ;

    переводить, вывозить и пересылать из Российской Федера­ции валютные ценности, за исключением случаев, указанных в законе, в порядке, установленном Центральным банком РФ совместно с ГТК России.

    Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестици­ями, если эти платежи получены в иностранной валюте.

    Порядок реализации гражданам на территории России това­ров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Цен­тральным банком РФ.

    В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк РФ запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за на­личную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуе­мые последним товары (работы, услуги) на территории Россий­ской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исклю­чением расчетов наличной иностранной валютой.

    Для совершения официальных операций с иностранной ва­лютой коммерческие банки имеют право открывать специали­зированные обменные пункты. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей тер­ритории, подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению Банка России. В обменном пункте совершаются следующие операции:

    покупка и продажа наличной иностранной валюты за налич­ные рубли;

    покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;

    прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    прием на экспертизу денежных знаков иностранных госу­дарств и платежных документов в иностранной валюте, подлин­ность которых вызывает сомнение;

    выдача наличной иностранной валюты по кредитным и де­бетовым картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетовым картам;

    обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

    размен платежного денежного знака иностранного государ­ства на платежные денежные знаки того же иностранного госу­дарства.

    Документы для платежей

    ▼ Обязанность представления документов
    ▼ Перечень документов
    ▼ Требования к документам для валютных операций
    ▼ Сроки представления документов
    ▼ Срок хранения документов резидентами
    ▼ Штраф за нарушение до 55 000 руб., повторное до 165 000 руб.

    Обязанность представлять документы для проведения платежей

    Пункт 2.1 Инструкции ЦБ № 138-И:

    2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

    справку о валютных операциях;

    документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

    Однако в соответствии с п. 1.6 Инструкции ЦБ № 138-И, эти положения не распространяются на валютные операции, совершаемые физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не занимающиеся частной практикой.


    Перечень документов для проведения валютных операций

    Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

    4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

    1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

    2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

    3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

    4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

    5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

    6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

    Эти требования предусмотрены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

    5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

    Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

    Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

    (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

    Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

    Пункт 1.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

    Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

    Сроки представления документов

    Пункт 2.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

    2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

    при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

    при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.


    Срок хранения документов резидентами

    Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

    2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

    2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

    «6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

    (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 29.06.2015 № 181-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

    (часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

    6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

    (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    (часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

    6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

    (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    (часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)».

    6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

    » Виды валютных операций и общий порядок их совершения

    А. С. Cеливановский

    Виды валютных операций и общий порядок их совершения

    Основные понятия

    Статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. В ст. 141 ГК РФ указано, что виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ним определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

    Рассмотрим общие правила осуществления валютных операций резидентами.

    Закон РФ от 09.10.92 No 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) различает два понятия: «иностранная валюта» и «валютные ценности».

    К понятию «иностранная валюта» Закон относит:

    а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

    б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

    Под термином «валютные ценности » Закон понимает:

    а) иностранную валюту;

    б) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

    в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

    г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

    Закон относит к валютным операциям :

    а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

    в) осуществление международных денежных переводов;

    г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

    Закон, помимо права собственности, употребляет термин «иные права на валютные ценности », однако не раскрывает его. Рассмотрим некоторые возможные «иные права», которые могут быть использованы как критерий отнесения сделки к валютной операции.

    В настоящее время высказываются различные мнения специалистов по вопросу об отнесении той или иной сделки к «иным правам на валютные ценности». Чаще всего выделяют следующие «иные права»: право владения, право пользования, право распоряжения, право требования передачи (получения) валютных ценностей.

    Сделки по передаче права владения валютными ценностями возможно отнести к валютным операциям (например, передачу золотых слитков на хранение или в доверительное управление).

    Сложнее выглядит задача отнесения сделок по передаче права пользования или распоряжения валютными ценностями к валютным операциям.

    Непростые вопросы возникают при квалификации сделок, объектом которых является право требования по передаче (получению) валютных ценностей. К сожалению, в настоящее время нет четкой позиции Банка России по данному вопросу.

    С одной стороны, п. 1.14 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденного приказом ЦБ РФ от 24.04.96 No 39 (далее – Положение No 39), определяет сделки по передаче прав требования от резидента уполномоченному банку как валютную операцию, осуществляемую без разрешения (лицензии) Банка России.

    С другой стороны, в Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 26 мая 2000 г., Банк России разъяснил, что:

    «По своей природе сделка уступки требования, выраженного в иностранной валюте, не является валютной операцией . Валютной операцией будут являться расчеты в иностранной валюте по этой сделке.

    Если иное не установлено нормативными актами Банка России, получение разрешения Банка России на осуществление такой валютной операции необходимо для исполнения денежного обязательства в пользу лица, которому уступается требование, при условии осуществления таких выплат в иностранной валюте.»

    Нельзя не учитывать позицию Высшего Арбитражного суда РФ (далее – ВАС РФ) по данному вопросу. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2000 No 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" приведено одно дело, связанное с квалификацией договора (сделки) по поводу исполнения обязательств в иностранной валюте как валютной операции. Суть дела заключалась в том, что резидент А заключил с резидентом Б договор, в соответствии с которым резидент Б обязался совершить платеж в иностранной валюте нерезиденту за резидента А . Орган валютного контроля оштрафовал резидента А за совершение капитальной валютной операции, совершенной без лицензии Банка России. Рассматривая данное дело, ВАС РФ указал, что «возложение исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо предоставляет третьему лицу соответствующие полномочия, но не создает обязанности последнего произвести исполнение помимо его воли и не тождественно исполнению обязательства в иностранной валюте. Такое возложение не обязывает его адресата действовать с нарушением законодательства и в том случае, когда оно содержится в гражданско-правовом договоре…. В приведенном примере валютной операцией является перевод иностранной валюты нерезиденту со стороны третьего лица, а не договор последнего с контрактодержателем . На совершенную же третьим лицом валютную операцию требовалось получение разрешения Банка России по следующим основаниям…. В рассматриваемом случае нарушением валютного законодательства является осуществление третьим лицом - резидентом без получения последним разрешения Банка России расчетов в иностранной валюте по внешнеэкономическому контракту, предусматривающему импорт товаров в Российскую Федерацию, заключенному другим резидентом с нерезидентом.»

    Таким образом, в настоящее время неясно, относятся ли к валютным операциям сделки с валютными ценностями, по условиям которых право собственности на валютные ценности не переходит.

    Валютные операции можно разбить на следующие группы :

    1. операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
    2. операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, жемчугом;
    3. операции, связанные с расчетами в валюте РФ, между резидентами и нерезидентами.

    Первую группу валютных операций Законом подразделяет на текущие операции и валютные операции, связанные с движением капитала (далее – капитальные операции). В отношении второй и третьей групп операций такое деление неприменимо, и Закон устанавливает специальные правила осуществления таких операций.

    Квалификация валютной операции является важной задачей, так как неправильное отнесение операции к какой-либо группе влечет за собой применение санкций со стороны органов валютного контроля. Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, большинство споров, связанных с применением валютного законодательства, возникает по поводу определения валютной операции как текущей или капитальной и сводится к применению ответственности к лицу за совершение капитальной операции без соответствующего разрешения Банка России.

    Текущие операции

    Закон приводит закрытый (исчерпывающий) перечень текущих операций:

    а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

    б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

    в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

    г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

    Остановимся подробнее на каждом виде текущих операций.

    Операции по экспорту или импорту с оплатой до 90 дней . Условием отнесения платежей по внешнеторговой деятельности к текущим валютным операциям является отсутствие условий об отсрочке платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок, превышающий 90 дней (До 30 декабря 1998 г. данный срок составлял 180 дней).

    Кредитные операции со сроком до 180 дней . Закон относит к текущим операциям получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней. Данное определение было введено в 1992 г. и с тех пор не претерпевало изменений. Однако отсутствие в Законе определения “финансовый кредит” длительное время усложняло применение данного положения.

    Глава 42 части второй ГК РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., проводит четкую границу между договором займа и кредитным договором. В связи с этим возникла неясность в классификации операций по привлечению (предоставлению) кредитов от резидентов и нерезидентов.

    Эта проблема была разрешена в «Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 10 августа 2000 г. Банк России разъяснил, что:

    «Поскольку финансовые кредиты и займы по своей сущности имеют единую экономическую природу, резиденты (юридические и физические лица) вправе без ограничений предоставлять займы в иностранной валюте резидентам и нерезидентам (юридическим и физическим лицам) на срок не более 180 дней, а также получать займы от резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц) в иностранной валюте на срок не более 180 дней. При этом расчеты должны осуществляться в безналичном порядке.»

    Таким образом, для целей валютного законодательства понятие «финансовый кредит» включает как кредиты, так и займы.

    При получении кредита расчет указанного срока ведется с даты зачисления средств в иностранной валюте на валютный счет до даты списания средств, направляемых в виде возврата кредита (займа). Аналогично рассчитывается срок при предоставлении кредита (займа).

    Получение дохода по инвестициям . Закон относит к текущим операциям переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала.

    Следует отметить, что условием отнесения переводов в РФ и из РФ денежных средств в качестве процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим капитальным операциям к текущим операциям, является факт ранее осуществленной капитальной операции. В противном случае валютная операция по переводу процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям должна квалифицироваться как капитальная операция.

    Неторговые операции. Закон относит к текущим операциям переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

    Понятие “переводы неторгового характера” определено с помощью перечисления возможных случаев: переводы сумм заработной платы, алиментов, наследства, при этом Закон оставляет данный перечень открытым. В связи с этим возникают вопросы о критерии отнесения тех или иных операций к разряду неторговых.

    Банк России высказал свою позицию по данному вопросу в разъяснении, Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России, опубликованном 19 августа 1997 г. в «Вестнике Банка России» :

    «Исчерпывающего перечня неторговых операций действующим законодательством не установлено. К неторговым операциям относятся валютные операции, которые указаны в подпункте "г" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, перечни неторговых операций содержатся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерации с рядом иностранных государств».

    Необходимо также отметить, что некоторые виды валютных операций неторгового характера, осуществляемые без разрешения Банка России, выделены Банком России в Положении No 39:

    • оплата вступительных и членских взносов в пользу международных (правительственных и неправительственных) организаций;
    • оплата участия в международных симпозиумах, конференциях, других международных встречах, а также международных выставках, ярмарках, спортивных соревнованиях, иных культурных мероприятиях, проводимых на территории иностранных государств;
    • зачисление резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований; переводы резидентами из РФ иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц;
    • переводы резидентами из РФ пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством иностранных государств и др.
    • Капитальные операции

      В отличие от текущих операций Закон перечисляет операции, связанные с движением капитала, в следующем открытом перечне:

      а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

      б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

      в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

      г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

      д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

      е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

      Принцип такой квалификации: все валютные операции, которые не попадают в разряд текущих операций, Законом признаются капитальными операциями.

      Остановимся подробнее на двух видах капитальных операций, которые Закон выделяет в данном перечне отдельно.

      Прямые инвестиции . Под прямыми инвестициями Закон понимает вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием. Необходимо отметить, что данное правило применяется как при вложениях в уставный капитал предприятий-нерезидентов, так и при инвестициях в уставный капитал российских юридических лиц. К сожалению, Закон нечетко формулирует и не раскрывает понятие «вложения в уставный капитал». В связи с этим, можно по-разному толковать данную норму.

      Возможно «широкое» толкование, в соответствие с которым любое получение прав на участие в управлении юридическим лицом является капитальной операцией. В соответствии с «узким» толкование данной нормы капитальной операцией является только перевод средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица с целью извлечения дохода и, одновременно, получения прав на участие в управлении данным юридическим лицом.

      На наш взгляд, при решении данной проблемы следует основываться на понятиях «валютная операция» и «валютные ценности», определенных Законом. Для отнесения валютных операций к разряду связанных с «вложением в уставный капитал», целесообразно рассматривать только операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также осуществление международных денежных переводов. Капитальными операциями в этом случае будут:

    • платеж в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица при первичной эмиссии;
    • внесение оплаты участия в капитале юридического лица-нерезидента путем внесения валютных ценностей (ценных бумаг в иностранной валюте или драгоценных металлов или камней);
    • приобретение права собственности (и/или иных прав) на ценные бумаги юридического лица, удостоверяющие участие в уставном капитале и выраженные в иностранной валюте, на вторичном рынке.
    • Операции по приобретению недвижимого имущества. К таким операциям закон относит переводы в оплату права собственности и иных прав на недвижимое имущество (здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу). Из-за отсутствия четкого определения сферы действия Закона и понятия “иные права на недвижимое имущество” нередко возникают споры не только о квалификации той или иной валютной операции, но и о правомерности применения Закона. Приведем две ситуации, которые наглядно демонстрируют несовершенство действующего законодательства.

      Ситуация первая . Физическое лицо - резидент выезжает за границу Российской Федерации и перевозит некоторую сумму средств в иностранной валюте, с соблюдением российского законодательства. В период пребывания за рубежом данное лицо заключает договор о приобретении дома вне пределов Российской Федерации и расплачивается за недвижимость наличными средствами в иностранной валюте. В данном случае отсутствует перевод, служащий критерием для отнесения операции к капитальной.

      Ситуация вторая . Физическое лицо - резидент при соблюдении действующего российского законодательства выезжает за границу Российской Федерации на курорт. Данное лицо бронирует номер в гостинице и осуществляет соответствующий перевод в оплату номера. Очевидно, что номер в гостинице, являясь помещением, относится к недвижимому имуществу, и данное лицо заключает договор об аренде недвижимого имущества. Эта операция согласно букве Закона должна рассматриваться как капитальная, следовательно, для ее осуществления необходимо получение разрешения (лицензии) Банка России, что в данной ситуации выглядит абсурдным.

      Следует отметить, что понятие «недвижимое имущество» регламентируется законодательством каждого независимого государства. Поэтому возникают коллизии при правовой квалификации переводов в оплату таких объектов в качестве текущих или капитальных валютных операций.

      Порядок осуществления валютных операций резидентами

      Особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться не только с соблюдением гражданского законодательства, но и в строго определенных рамках валютного законодательства, т.е. с учетом запретов и ограничений, установленных законом, целью которого является обеспечение экономической безопасности государства, устойчивость его денежной системы как одной из основ общественных отношений.

      Закон в статье 6 установил следующие общие правила:

      • текущие операции осуществляются резидентами без ограничений, т.е. получения специального разрешения (лицензии) Банка России;
      • капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России.

      В настоящее время Банком России установлены три процедуры (порядка) осуществления капитальных операций:

    1. Операции, перечисленные в законодательстве (например, в Федеральном законе «О лизинге», нормативных актах Банка России, например, в Положении No 39, осуществляются без получения разрешения Банка России). Условно назовем этот порядок «нелицензируемым» ;
  • Операции осуществляются в регистрационном порядке (например, получение кредитов от нерезидентов на срок более 180 дней). Условно назовем этот порядок «смешанным» ;
  • Остальные операции осуществляются только в разрешительном порядке, т.е. проведение таких операций возможно только после получения резидентом персонального разрешения Банка России на осуществление конкретной операции. Условно назовем этот порядок «лицензируемым» .
  • Различие между текущими операциями и нелицензируемыми капитальными операциями заключается в том, что Банк России в рамках своей компетенции вправе изменить порядок их проведения, в том числе ввести лицензионный порядок, в то время как порядок осуществления текущих операций определен Законом. При этом необходимо отметить, что Банк России обладает широкими полномочиями и в его силах установить строгие правила проведения текущих операций. Примером может служить совместная с ГТК РФ инструкция от 04.10.2000 No 01-11/28644, 91-И "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее – Инструкция No 91-И).

    Следует отметить, что для некоторых групп организаций установлены особые правила проведения капитальных операций (уполномоченные банки, страховые организации, физические лица).

    Необходимо также учитывать, что на территории Российской Федерации законным средством платежа является рубль, а использование иностранной валюты возможно только в случаях, определенных законом или в установленном им порядке. Поэтому некоторые текущие операции, осуществляемые на территории Российской Федерации, должны проводиться на основании разрешения (лицензии) Банка России, если иное им не установлено.

    Валютное законодательство устанавливает порядок осуществления валютных операций резидентами. При этом все операции, совершаемые резидентами должны осуществляться через уполномоченные банки, которые, в свою очередь, обязаны выполнять функции агентов валютного контроля за совершением данных операций.

    Юридические лица осуществляют все валютные операции на основании заключенных договоров (контрактов, соглашений). В соответствии с действующим законодательством сделки, заключаемые юридическими лицами, должны совершаться в письменной форме. Письменная форма сделки считается соблюденной как при составлении единого документа (например, договора), так и в некоторых других случаях, например, при обмене письмами, из которых следует, что сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

    Письмом от 15.07.96 No 300 Банк России довел до сведения уполномоченных банков «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». Уполномоченным банкам было предписано ознакомить с этим документом своих клиентов - участников внешнеторговой деятельности и рекомендовать руководствоваться им при заключении экспортно-импортных сделок.


    Аналогичная позиция была высказана в Письме Банка России от 1 февраля 1996 г. № 12-1-0-3/6369.

    Бухгалтерский учет № 4, 2001 г.

    Валютные операции осуществляются между нерезидентами и резидентами без каких-либо ограничений. В то же время их проведение между резидентами запрещено, за исключением предусмотренных на законодательном уровне случаев. Подробно разберем каждый из видов валютных операций в нашей статье.

    Закон о валютных операциях

    Закон, регулирующий совершение на территории России и за ее пределами валютных операций, был принят в декабре 2003 года под № 173-ФЗ. Данным федеральным законом установлены правовые принципы и основы их совершения в стране, а также границы контроля и порядок регулирования со стороны правительства и регулятора.

    До 2006 года существовало немало ограничений при проведении валютных операций, установленных законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ), связанных с рядом мер, направленных на предотвращение сокращения золотовалютных запасов в стране. Однако в 2006-2007 годах истек срок действия ст. 7 и ст. 8 закона № 173-ФЗ, что существенно сократило список введенных ограничений на совершение валютных операций.

    О последних изменениях в валютном законодательстве в 2018-2019 годах читайте .

    Правовое регулирование валютных операций

    Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ. Среди них можно выделить следующие:

    1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
    2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
    3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
    4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
    5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

    • Закон о валютном госрегулировании и контроле;
    • международные соглашения РФ;
    • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

    Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

    Субъекты валютных операций

    Валютные операции в РФ вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой). Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.

    Так, резидентами при совершении валютных операций названы (п. 6 ст. 1 закона № 173-ФЗ):

    • физлица — граждане РФ, за исключением тех лиц, которые проживают за границей более года;
    • иностранцы и не имеющие гражданства лица, проживающие в России по оформленному здесь виду на жительство;
    • российские юрлица;
    • подразделения российских юрлиц, которые открыты за границей;
    • дипломатические и консульские представительства России, находящиеся за пределами страны;
    • Российская Федерация и субъекты, а также муниципальные образования.

    Валютные операции совершают также лица, называемые нерезидентами. Это (п. 7 ст. 1 Закона):

    • физлица, которые не могут быть определены как резиденты;
    • юрлица, зарегистрированные за рубежом;
    • иностранные организации, которые не обладают статусом юридических лиц, созданные и находящиеся за пределами России;
    • иностранные дипломатические и консульские представительства, прошедшие в России аккредитацию;
    • межправительственные и межгосударственные представительства и организации в России, а также их филиалы;
    • постоянные представительства на территории России подразделений нерезидентов;
    • иные лица, не упомянутые как резиденты.

    К субъектам валютных операций еще относятся уполномоченные банки. Полное определение таким банкам дано в п. 8 ст. 1 закона № 173-ФЗ: это финансовые организации, осуществляющие такие операциина основании выданных Центробанком лицензий.

    Какие операции относятся к валютным: их сущность

    В соответствии с п. 9 ст. 1 закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся действия:

    1. По получению и передаче инвалюты между резидентами.
    2. Получению и передаче инвалюты, а также использованию иностранной валюты, российских рублей, внутренних ценных бумаг как средств платежа при совершении валютных операций, осуществляемых между:
    • резидентами и нерезидентами;
    • нерезидентами.
    1. Ввозу/вывозу из страны инвалюты, рублей и российских ценных бумаг.
    2. Переводу инвалюты, рублей, российских иностранных ценных бумаг со счета субъекта валютных операций, открытого за границей, на его же банковский счет в России, и в обратном направлении.
    3. Переводу рублей и ценных бумаг нерезидента по его банковским счетам, открытым в России.
    4. Переводу рублей с заграничного счета одного резидента на заграничный счет другого резидента.
    5. Переводу рублей резидента по открытым им заграничным банковским счетам.

    Понятие и классификация валютных операций содержатся в ст. 6, ст. 9 и ст. 10 закона № 173-ФЗ. Здесь даны общие правила, как проводить валютные операции между резидентами и нерезидентами, между резидентами и между нерезидентами соответственно.

    Кроме того, валютные операции можно классифицировать и по более узким признакам и параметрам.

    Валютные операции в РФ: их перечень, разновидности

    1. По срокам выполнения валютные операции делятся на капитальные, текущие и кассовые.
    2. В зависимости от задействованных субъектов такие операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.
    3. Валютные операции могут иметь разное назначение и быть направлены на достижение различных целей. В частности, они могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
    4. В соответствии с особенностями ведения бухучета и характером валютных операций их можно разделить на активные и пассивные.
    5. Валютные операции могут быть индивидуализированы под характер сделки или под клиента любого банка. Исходя из такой классификации, можно выделить:
    • операции с валютой по банковскому счету клиента банка, открытому в инвалюте;
    • корреспондентскую связь с другими банками;
    • сопровождение экспортно-импортных операций;
    • торговлю инвалютой на территории России;
    • накопление инвалюты в экономике страны;
    • кредитование в международной финансовой среде.

    Также выделяют конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких валютных операций можно привести торговлю Forex.

    На какие основные виды делятся валютные операции

    Виды валютных операций и существующие ограничения напрямую связаны с участвующими в них субъектами. Так, при осуществлении валютных операций между лицами, признанными нерезидентами, не существует каких-либо ограничений. Небольшим исключением в части выполнения обязательств в рамках антимонопольного законодательства являются валютные операции, осуществляемые с российскими ценными бумагами на территории Российской Федерации.

    Валютные операции, осуществляемые между нерезидентами и резидентами, также освобождены от каких-либо ограничений. Небольшим исключением при совершении операций с валютой между указанными выше субъектами являются ограничения, принятые регулятором в части установления требований:

    • по оформлению документов при совершении сделок с наличной инвалютой и в чеках с номиналом в инвалюте, осуществляемых кредитными учреждениями;
    • по идентификации физлица, продающего или покупающего наличную инвалюту и чеки с номиналом в инвалюте;
    • по совершению валютных операций в виде покупки/продажи инвалюты в РФ только лишь через уполномоченные банковские учреждения.

    А вот осуществлять валютные операции резидентам друг с другом запрещено, за исключением нескольких случаев, перечисленных в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ.

    Какой тип валютных операций причислен к текущим, а какой к ним не относится

    К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

    • перечисление в Россию и из нее денежных средств в валюте для обеспечения экспорта и импорта;
    • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
    • перечисление в Россию и из нее процентов и других выплат, связанных с получением доходов, которые образуются от движения капиталов;
    • перечисление в Россию и из нее средств в виде заработной платы, премий, пенсий и пр.;
    • инвестиции путем прямого приобретения доли в уставном капитале или через покупку ценных бумаг;
    • перечисление денежных средств для покупки имущественных и неимущественных объектов;

    Все операции, которые не попадают под этот список не могут быть причислены к текущим и таковыми не являются.

    Кто контролирует операции по счетам, в том числе валютным

    Валютные операции в России контролируют агенты и госорганы валютного контроля. В целом контроль за их проведением в рамках соответствующих сделок осуществляется правительством.

    К контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов. Агенты, осуществляющие контроль за прохождением таких операций, — это уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

    Наличные и расчетно-кассовые операции в иностранной валюте

    Чаще всего валюта поступает в кассу после ее снятия со счета в обслуживающем банке. При этом тратить ее разрешается исключительно на командировочные цели, когда они выдаются сотрудникам под отчет для служебных поездок за рубеж.

    Проведение расчетно-кассовых операций с валютой подчинено тем же правилам, что и с рублями. Кассиры при этом обязаны вести аналитический учет по каждой валюте. Записи рекомендуется вести по отдельным субсчетам для каждого вида валюты, система самих счетов та же, что и для рублевой сферы.

    Кроме того, учитывать операции на этих счетах следует исключительно в рублях. Пересчет иностранной валюты может быть произведен по курсу ЦБ РФ, точкой отсчета может быть:

    • день осуществления операции;
    • день сдачи бухгалтерского отчета;
    • день изменения курса валюты.

    Курсовые разницы, образующиеся при переоценке валюты в кассе компании, надлежит признавать каждый месяц и относить в зависимости от обстоятельств на внереализационные доходы или расходы.

    К какой группе валютных операций относится инкассо

    Инкассо иностранной валюты согласно установленной классификации относится к неторговым операциям финансовых учреждений.

    Инкассовая операция характеризуется тем, что деньги в пользу экспортера по условиям контракта переводит банк импортера после согласования со своим клиентом. При этом документооборот по экспортной операции производится исключительно через банки. Они же сообщают о поступлениях платежей, их состоянии и пр.

    По сравнению с аккредитивом, инкассо в последнее время стали применяться намного реже по той причине, что между отгрузкой и поступлением денежных средств на счет проходит больший срок, нежели чем при обычных условиях. Помимо этого, импортер может заблокировать платеж уже на стадии выполнения контракта, оправдывая свои действия непредвиденными обстоятельствами. Чтобы избежать трений на этот счет, экспортер часто пользуется банковской гарантией.

    Валютные операции: торговые, инвестиционные и «спот»

    Основную долю в валютной сфере занимают торговые операции, связанные с экспортом, импортом товаров и продукции, услуг и работ, то есть те, которые обусловлены оборотами в коммерции. При проведении таких операций стороны действуют на основании контрактов, договоров и соглашений, в которых определены условия сотрудничества.

    Расчеты при валютных операциях торгового характера производятся простым перечислением денежных средств с помощью аккредитива либо инкассо.

    Инвестиционные валютные операции могут условно разделяться на следующие категории:

    • прямые, если средства вкладываются в уставный капитал компании для получения дохода в будущем или получения дополнительного контроля;
    • портфельные, если приобретаются ценные бумаги.

    В некоторых случаях это разделение произвести невозможно. Например, когда покупаются ценные бумаги для получения контроля над компанией.

    Помимо этой градации, инвестиционные операции с валютой могут быть краткосрочными или долгосрочными, а также с малой или большой степенью риска. Обычно к таким операциям применяется комплексный подход, когда учитываются все приведенные деления.

    Валютные операции типа «спот» характеризуются тем, что при проведении приобретения и реализации соответствующих средств должно выполняться главное условие: сделка с валютой должна произойти не позже чем на вторые сутки (учитываются только рабочие дни) с момента заключения договора.

    Что такое срочные валютные операции

    Подавляющую долю операций по приобретению и реализации валюты занимают такие, при которых на сделку уходит больше чем 2 рабочих дня. Их тогда называют срочными операциями, и при совершении сделки валюта поставляется с отсрочкой на период, превышающий 2-дневные рамки.

    На такую сделку заключается специальный контракт, называемый валютным деривативом. В этой сфере предусмотрены 2 их вида:

    • Форвардный, при котором оговаривается передача валюты через утвержденный сторонами срок по цене, фиксированной на дату заключения соглашения. Авансов здесь не предусмотрено.
    • Фьючерсный, при котором стороны соглашения тоже покупают и продают валюту. Но здесь определяется только курс валюты, по которому будет совершаться торговля, а не фиксированная цена. Кроме того, все форвардные контракты проходят исключительно через биржи, через которые проводятся все расчеты. Она же определяет правила заключения следок и следит их за соблюдением.

    Указанные выше операции считаются в этой сфере базовыми, производными от них являются опционные операции, свопы и пр.

    Неторговые валютные операции

    Неторговые операции с валютой — это действия следующего характера:

    • приобретение и реализация валюты в виде наличных средств или посредством платежных документов;
    • инкассо валюты;
    • выпуск банковских карт и их последующее обслуживание;
    • приобретение дорожных чеков зарубежных финансовых структур;
    • аккредитивные операции.

    Основную долю (в денежном выражении) в общем количестве неторговых операций занимает реализация и приобретение иностранной валюты.

    Валютные операции в «1С»

    При отражении валютной операции в программе «1С» следует учитывать одну особенность: если перевод между рублевым расчетным счетом и валютным счетом займет больше 1 дня, то надо будет воспользоваться 57-м счетом, носящим название «Переводы в пути» и являющимся промежуточным. Принимаются на этот счет средства на основании документов: банковских квитанций, ведомости по сдаче валюты инкассаторам и пр.

    Например, если валюта реализуется, то списать средства следует со счета 52, на котором отражаются валютные счета, а в качестве счета расчетов указывается счет 57, субсчет, на котором отражается продажа валюты, например 22.

    При приобретении иностранной валюты используется другой субсчет, например 57.02, на котором отражается ее покупка.

    Итоги

    Валютные операции могут проводиться между резидентами и нерезидентами РФ без ограничений. Между резидентами они, за некоторым исключением, запрещены. Данная сфера регулируется законом № 173 и распорядительными документами ЦБ РФ. В них определен перечень действий, которые могут быть причислены к валютным операциям, и правила их ведения.

    Правила проведения валютных операций утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь 30.04.2004 № 72, которые разработаны в соответствии со статьями 26, 33, 277 Банковского кодекса Республики Беларусь, статьей 21 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и определяют единый порядок осуществления юридическими лицами, в том числе банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами валютных операций.

    Валютные операции банков Беларуси включают расчетные операции, операции по покупке, продаже и конверсии иностранной валюты, кредитные и депозитные операции, операции с ценными бумагами, операции по инвестиционной деятельности и другие банковские операции, совершаемые в валюте, между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами на территории Беларуси.

    Валютные операции, которые происходят между резидентами и нерезидентами, делятся на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

    К текущим валютным операциям относятся: расчеты по сделкам, если срок между датой поступления денежных средств и датой отпуска товара не превышает 180 дней; предоставление и получение кредита или займа на срок до 180 дней; перевод и получение процентов, дивидендов; операции неторгового характера. Последние включают выплату заработной платы, пособий, наследства, компенсации и другие платежи, не отражающие движения товаров.

    К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся операции по приобретению акций и других ценных бумаг, расчеты по сделкам, если срок между датой поступления денежных средств и датой отпуска товара превышает 180 дней, переводы для расчетов за передаваемое недвижимое имущество, а также предоставление и получение кредита или займа на срок свыше 180 дней.

    Законодательством регулируются порядок получения разрешения на проведение валютных операций и их проведения.

    Для осуществления валютных операций требуется получить лицензию либо разрешение в Национальном банке Республики Беларусь. В ряде случаев действует регистрационный порядок, работа с уведомлением, без разрешения. Банки проводят валютные операции на основании лицензии.

    Основными среди валютных операций являются расчетные операции, связанные с внешней торговлей. Между резидентами запрещается проведение расчетов за товары и услуги, а также нетоварных платежей в иностранной валюте, кроме случаев, определенных законодательством.

    Расчеты между резидентами и нерезидентами могут совершаться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях, что определяется заключенными договорами. Для осуществления банком валютного контроля, экспортер или импортер при проведении ПИИ или поступлении платежа, проведения зачета встречных требований представляет в банк приложение к паспорту сделки. Это приложение должно содержать информацию о факте и условиях проведения внешнеторговых операций, а также о прекращении обязательств по проведенным операциям.

    Расчетное и кассовое обслуживание при проведении платежей по импорту осуществляется после представления необходимых для контроля банка документов. Совершаемые платежи банк отражает во внесистемном учете.

    30 % выручки в иностранной валюте, поступающей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подлежат обязательной продаже в течение семи дней со дня поступления на их счета на основании расчетных документов, представленных собственником средств. В определенных законодательством случаях клиент может освобождаться от обязательной продажи. Если от клиента не поступают в срок необходимые документы для продажи валюты или он не представляет обоснование того, что ее можно не продавать, банк осуществляет продажу самостоятельно.

    Операции по купле-продаже и конверсии иностранной валюты проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в банке или на бирже через исполняющий банк с использованием курса покупки банка или биржи. Покупка валюты осуществляется на определенные цели с условием направления ее по назначению в течение семи рабочих дней.

    Кредиты в валюте предоставляются как резидентам - юридическим и физическим лицам, так и нерезидентам на условиях, определенных локальными актами банков-резидентов. Для получения кредита резидентом в банке-нерезиденте разрешение Национального банка не требуется, если срок кредита не превышает 180 дней. Более длительный срок предполагает иной подход, особенно если кредитодатель зарегистрирован в государстве с льготным налоговым режимом, сумма кредита или займа направляется на оплату денежных обязательств кредитополучателя-резидента, минуя его счет в банке или исполнение обязательств по возврату кредита осуществляется не со счета кредитополучателя. В этих случаях необходимо получить разрешение Национального банка.

    Валютные операции, связанные с движением капитала, как правило, осуществляются с разрешения Национального банка.

    сделка валютный внешнеторговый