Как открыть книжный магазин: пошаговая инструкция

План открытия магазина книг

Несмотря на то, что интернет породил множество проблем, независимые книжные магазины все еще могут преуспевать и часто поддерживаются верными клиентами. В нашем руководстве вы найдете все необходимое для открытия и открытия собственного книжного магазина.

Как открыть книжный магазин: пошаговая инструкция

Анализы рынка, составление бизнес-плана



Количество компаний в категории "Книжный магазин" на 100 тысяч человек
данные по городам: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Красноярск, Челябинск


Региональная популярность (доля, которую занимает регион в показах по данной тематике, деленная на долю всех показов результатов поиска, пришедшихся на этот регион.) Данные по городам: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Красноярск, Челябинск. Популярность, равная 100%, означает, что данная тематика в данном регионе ничем не выделена. Если популярность более 100%, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому направлению, если меньше 100% - пониженный.

Для начала изучите свой целевой рынок, важно сделать реалистичную оценку того, какой спрос будет на него. Также важно узнать как можно больше о конкурсе. В этом вам поможет исследование рынка.

Клиенты — кто и сколько

Некоторые люди покупают много книг каждый месяц, другие никогда в жизни не купят ни одной книги. Исследования показывают, что статистически чаще всего покупают книги женщины в возрасте от 25 до 35 лет из социальной группы с более высоким доходом. Конечно, не все ваши клиенты будут «типичными», поэтому не игнорируйте остальных. Тип человека, которого привлекает ваш магазин, может зависеть от того, специализируетесь ли вы на какой-либо конкретной рыночной «нише». В рамках бизнес-планирования целесообразно изучить как непосредственный район, так и окрестности вашего предполагаемого магазина. Попробуй узнать:

  • это богатый район, где у большинства людей будет достаточно свободных денег, чтобы покупать предметы непервой необходимости, такие как книги
  • каков возраст местного населения? Является ли ваш регион популярным местом для пенсионеров или здесь много молодых семей с детьми?
  • насколько велико количество студентов? Специализируется ли местный колледж на каких-либо конкретных предметах?

Установление уровня конкуренции
После того, как вы определили размер своего рынка, вам нужно выяснить, насколько хорошо он поставляется.
Узнайте, сколько других книжных магазинов есть в вашем городе и районе. Сделайте заметки о каждом из ваших конкурентов:

  • большой или маленький магазин
  • сколько у них книг в наличии, есть ли у них специализация на определенных видах книг
  • каков магазин (дружелюбный, умный, запущенный)
  • являются ли они частью крупной сети, такой как «Читай Город»
  • каковы их цены — есть ли программы лояльности, акции
  • предлагают ли они такие вещи, как кофе и закуски в своих помещениях

Обратите внимание на другие магазины в этом районе, где продаются книги — это могут быть супермаркеты, универмаги, газетные киоски и т.д. В частности, обратите внимание на существующие компании, которые могут представлять реальную угрозу для вашего бизнеса. Например, если вы планируете хранить в основном учебные книги, убедитесь, что поблизости или на территории школы/колледжа/университета нет аналогичного книжного магазина. Помните, что в некоторых случаях может быть выгодно, чтобы несколько книжных магазинов были расположены довольно близко друг к другу.

Вам придется конкурировать не только с конкурентами в вашем городе, но и со крупными интернет-магазинами, особенно Лабиринт и Озон. Продавцы книг в Интернете обычно пытаются привлечь бизнес, предлагая очень конкурентоспособные цены и, в некоторых случаях, огромный выбор доступных книг. Конечно, электронная книга также является конкурентом традиционной печатной книги, хотя продажи, похоже, достигли плато в 2013 году, а затем начали снижаться в 2015 году.

Как выделить свой магазин среди конкурентов

Подумайте, что сделает ваш книжный магазин привлекательным для покупателей — возможно, это будут:

  • отличное, дружелюбное и квалифицированное обслуживание
  • эффективная система заказов
  • стильный внешний вид магазина
  • специальная схема лояльности для постоянных клиентов
  • чувство «сообщества» и атмосфера, в которой они могут встретиться с другими книголюбами
  • возможность участвовать в таких мероприятиях, как авторские вечера и встречи книжного клуба

Вы можете сделать упор на издателей, которые выпускают «только печатные книги», которые недоступны для читателей электронных книг, а также делать подборки популярных книг с качественными переводами (например, споры о качестве перевода Гарри Поттера от издательства РОСМЭН и Марии Спивак) и лучшими иллюстрациями (например,»Золотые Сказки» А.С. Пушкина с иллюстрациями художника Алексея Рейпольского).

Решите, что продать

У вас может быть очень четкое представление о том, что вы хотите продать в своем книжном магазине. Например, вы можете быть энтузиастом букинистических изданий и хотите специализироваться в этой области рынка. Истинный энтузиазм по поводу выбранной вами рыночной «ниши» является очень положительным преимуществом для вашего бизнеса, но постарайтесь убедиться, что достаточное количество людей разделяют вашу страсть — вы хотите, чтобы ваш книжный магазин был больше, чем просто дорогостоящее хобби!

Есть много областей, в которых вы можете специализироваться. Вот несколько примеров:

  • детская литература
  • учебники, справочники, бизнес-литература
  • классическая литература
  • подержанные и/или антикварные книги
  • религиозная литература

Или вы можете выбрать широкий выбор бестселлеров, в том числе художественную и документальную, биографии, книги по садоводству и кулинарии и так далее. Помните, что это пространство, вероятно, будет довольно ограниченным. У вас, вероятно, будет место для хранения 5000-8000 наименований или около того, по сравнению с не менее 60 000, хранящимися в таких крупных компаниях, как «Читай Город», Лабиринт. Даже супермаркеты расширили ассортимент книг — подумайте, что именно привлечет покупателей в ваш магазин. Конечно, вы можете предложить услугу быстрого заказа, но некоторые клиенты всегда предпочтут иметь возможность забрать свои покупки прямо сейчас.

Подумайте о том, чтобы менять свой ассортимент книг. Например, вы можете обнаружить, что весной и в начале лета повышается спрос на книги по садоводству. Спрос на бестселлеры, кулинарные книги и биографии последнего поколения обычно наиболее высок в Новый Год и Рождество. Помимо книг, вы можете решить хранить другую печатную продукцию, например:

  • широкоформатные карты
  • периодика, календари, газеты и журналы
  • канцелярские товары
  • поздравительные открытки
  • игрушки и настольные игры

Не стоит забывать, что пространство ограничено. Постарайтесь найти баланс между запасами популярных дополнительных товаров и книг — иначе у ваших покупателей может сложиться представление, как об обычном магазине, где есть всего понемногу, что сразу снизит вашу конкурентоспособность.

Если у вас есть свободное место и возможность получить соответствующие разрешительные документы, вы можете предложить широкий выбор горячих и холодных напитков и закусок в специальной зоне кафе. Популярная британская сеть книжных магазинов Waterstones используют данную модель, за счет чего значительно увеличили продажи книг, привлекая больше клиентов, поощряя их просматривать больше книг и проводить больше времени в магазине.

Решите, какие услуги предлагать
Как специалист по продаже книг, очень важно, чтобы вы предлагали своим клиентам отличный сервис. Они будут ожидать, что вы будете осведомлены и полны энтузиазма по поводу имеющихся у вас книг — многим потребуется совет перед покупкой, а некоторые могут спросить ваше мнение о конкретной книге.

Есть определенные специальные услуги, которые вы можете предложить своим клиентам:

  • продажа подарочных сертификатов — книги часто покупают в качестве подарков, и многие клиенты предпочитают позволить получателю выбрать книгу самостоятельно
  • отслеживание и заказ книг, которых нет на складе — создание сервиса на своем сайте для отслеживания труднодоступных книг может действительно принести пользу вашему бизнесу, хотя это, конечно, требует дополнительной работы
  • стать продавцом комплектов книг от популярных учебных программ (например, Открытого университета)

Калькулятор: Валовая прибыль и наценка

Купить существующий бизнес
Еще один вариант — вы можете решить купить существующий книжный магазин, а не начинать собственное дело с нуля. Покупка действующего предприятия может означать, что книги, клиенты, регулярные продажи, персонал, помещения и оборудование уже на месте. Имейте в виду, что, хотя на рынке все еще есть место для хороших, хорошо управляемых независимых книготорговцев, многие из них в последние годы действительно столкнулись с трудностями из-за очень сильной конкуренции со стороны крупных сетей, супермаркетов и интернет-магазинов. Убедитесь, что вы проверяете состояние и возраст всех покупаемых вами акций. Актуальны ли товары на складе или многие книги устарели и вряд ли можно будет продать по полной цене? Если книги старые, сколько из них можно вернуть издателю? Внимательно проверьте это, прежде чем согласовывать сделку.

Но покупка бизнеса может быть опасным и дорогостоящим процессом, если у вас нет необходимых навыков и опыта, включая юридические и финансовые знания. Установите реальное торговое и финансовое положение, чтобы цена, которую вы платите за бизнес, не была слишком высокой.


Определяем целевую аудиторию:

демографический, географический, социальный и психологический портрет

Целевая аудитория бизнеса

Как зарегистрировать фирму самостоятельно?

Выбор формата предприятия
Перед запуском проекта необходимо получить свидетельство о регистрации* юридического лица (ООО) или индивидуального предпринимателя (ИП), встать на учёт в налоговую инспекцию. Какая форма собственности подойдет для вашего бизнеса?


*При регистрации укажите коды ОКВЭД: 47.61 Торговля розничная книгами в специализированных магазинах - основной; 47.62 Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах 46.49.3 Торговля оптовая книгами, газетами и журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами

Настройте бухгалтерский учет и автоматизируйте бизнес-процессы

Запись различных расходов и источников дохода имеет решающее значение для понимания финансовых показателей вашего бизнеса, ведение точной и подробной отчетности также значительно упрощает вашу ежегодную налоговую декларацию ( изучите статью "Рентабельность инвестиций в программное обеспечение"). Также рекомендуем автоматизировать взаимоотношение с клиентами и бизнес-процессы, подробнее в статьях:

Выбор помещения

   Подобрать помещение можно на сайтах агрегаторах недвижимости ( ЦИАН, Домофонд и т.д.).

Оборудование: практические советы

Все оборудование необходимое для ведения бизнеса можно разделить на четыре вида:

   торговое         офисное         технологическое         обслуживающее


Руководство по рекламе и маркетингу

Владелец бизнеса при запуске рекламы всегда беспокоится о том, как повысить конверсию кампании, привлечь новых клиентов и избежать ошибок, рекомендуем прочитать статью "Как спланировать стратегию цифрового маркетинга: шаг за шагом". Есть несколько проверенных методов, которые стоит рассмотреть:



Воронка продаж и возвращение клиентов

Подумайте о других способах повышения ценности продаваемых книг. Например, как насчет услуги по упаковке подарков для клиентов, покупающих книги в качестве подарков. Рассмотрите альтернативные способы привлечения клиентов — например, создание собственного веб-сайта, ведение тематических групп и страниц в популярных социальных сетях. Он может включать обзоры и подробную информацию о вашем ассортименте книг. Если у вас есть веб-сайт с поддержкой электронной коммерции, вы можете продавать книги и другие товары в Интернете.

Вы можете подумать о том, чтобы проводить регулярные мероприятия — например, вечера встречи с автором — для клиентов и любителей книг.

Найдите способы сделать свой магазин максимально привлекательным для покупателей. Здесь лидеры продаж — в большинстве торговых точек есть удобные кресла и диваны, уголки для чтения, а в некоторых есть кафе. Возможно, у вас не так много свободного места, но подумайте, как сделать ваш магазин местом, где покупатели книг будут искать и задерживаться.

Матрица SWOT-анализа

Матрица SWOT-анализа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх