Главная · Кредитные карты · Статистика государственных финансов и налогообложения. Статистика государственных финансов Вопросы для самопроверки

Статистика государственных финансов и налогообложения. Статистика государственных финансов Вопросы для самопроверки

После изучения данной главы магистр должен

знать :

  • задачи и систему показателей статистики государственных финансов;
  • основные принципы функционирования международной финансово-банковской системы.
  • международные финансовые организации и их функции;
  • агрегаты денежной массы и их структуру;
  • значение статистики государственных финансов для решения экономических задач, возникающих в теории и практике;

уметь:

использовать приобретенные знания в практической деятельности для решения поставленных экономических задач, с применением аппарата математического анализа;

владеть :

Понятийным аппаратом в области статистики государственных финансов.

Методология статистического анализа государственных финансов имеет цель обеспечить комплексную концептуальную и учетную основу, пригодную для анализа и оценки налогово-бюджетной политики, а также результатов деятельности государственного сектора. Государственный сектор включает сектор государственного управления и контролируемые органами государственного управления единицы, называемые государственными корпорациями (организациями), основная деятельность которых заключается в проведении коммерческих операций, а также национальный банк.

Статистическое исследование государственных финансов охватывает измерение и анализ:

  • масштабов государственного сектора, его вклада в совокупный спрос, инвестиции и сбережения;
  • влияния налогово-бюджетной политики на экономику, включая использование ресурсов, ситуацию в денежно-кредитной сфере и национальную задолженность;
  • налогового бремени;
  • тарифного протекционизма;
  • системы социальной защиты и пенсионного обеспечения;
  • показателей государственного чистого долга, чистой стоимости имущества и условных требований к органам государственного управления.

Органы государственного управления страны включают органы государственной власти и их учреждения, которые представляют собой структуры, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории. Основные экономические функции органов государственного управления заключаются в следующем:

  • 1) принимать на себя обязательства по обеспечению общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;
  • 2) перераспределять доходы и имущество посредством трансфертных платежей.

Важной особенностью органов государственного управления является то, что эта деятельность должна финансироваться главным образом за счет налогов или других обязательных трансфертов.

Классификация доходов бюджетной системы

Единицы сектора государственного управления имеют четыре основных источника доходов: налоги и другие обязательные трансферты, вводимые государственными единицами; доходы от собственности, получаемые в связи с владением активами; продажи товаров и услуг; добровольные трансферты, получаемые от других единиц.

Доходы состоят из разнородных элементов. Соответственно, эти элементы классифицируются по различным характеристикам в зависимости от вида доходов. Схема классификации налогов в основном определяется объектом налогообложения. Гранты классифицируются по источникам получения доходов, а доходы от собственности классифицируются по виду дохода. Полная система классификации доходов бюджета в международной статистике государственных финансов приводится в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Классификация доходов

Налоги на доходы, прибыль и прирост капитала

Уплачиваемые физическими лицами

Уплачиваемые корпорациями и другими предприятиями

Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу

Налоги на собственность

Периодические налоги на недвижимое имущество

Периодические налоги на чистую стоимость имущества

Налоги на наследуемое имущество, наследство и дарение

Налоги на финансовые операции и операции с капиталом

Другие непериодические налоги на собственность

Другие периодические налоги на собственность

Налоги на товары и услуги

Общие налоги на товары и услуги

Налоги на добавленную стоимость

Налоги с продаж

Налоги с оборота и другие общие налоги на товары и услуги

Прибыль фискальных монополий

Налоги на специфические услуги

Налоги на использование товаров и на разрешение на их использование или на осуществление деятельности

Налоги на автотранспортные средства

Другие налоги на использование товаров и на разрешение на их использование или на осуществление деятельности

Другие налоги на товары и услуги

Налоги на международную торговлю и операции

Таможенные и другие импортные пошлины

Налоги на экспорт

Прибыль экспортных или импортных монополий

Курсовая прибыль

Налоги на операции с иностранной валютой

Другие налоги на международную торговлю и операции

Другие налоги

Уплачиваемые только коммерческими предприятиями

Уплачиваемые другими предприятиями, кроме коммерческих, или неидентифицируемые

Взносы/отчисления на социальные нужды

Взносы/отчисления на социальное обеспечение

Взносы работников

Отчисления работодателей

Отчисления лиц, работающих не по найму, или незанятых

Другие взносы/отчисления на социальные нужды

Взносы работников

Отчисления работодателей

Условно исчисленные взносы/отчисления

От правительств иностранных государств

Капитальные

От международных организаций

Капитальные

От других единиц сектора государственного управления

Капитальные

Другие доходы

Доходы от собственности

Проценты

Дивиденды

Отчисления из доходов квазикорпораций

Доходы от собственности, вмененные держателям страховых полисов

Продажа товаров и услуг

Продажи, осуществляемые рыночными заведениями

Административные сборы

Рыночные продажи, осуществляемые нерыночными заведениями

Условно исчисленные продажи товаров и услуг

Штрафы, пени и неустойки

Добровольные трансферты, кроме грантов

Капитальные

Прочие и неидентифицируемые доходы

Доходы отражают в учете по методу начисления, т.е. тогда, когда имеют место деятельность, операции или другие события, в результате которых образуются требования на получение налогов или других видов доходов. Способы применения данного общего правила в отношении различных видов доходов указываются в каждом разделе классификации по мере необходимости.

За исключением налогов и взносов/отчислений на социальные нужды, сумма доходов, подлежащая отражению в учете, представляет собой всю сумму, в отношении которой единица сектора государственного управления имеет безусловное требование. Как указано ранее, при отражении в учете суммы налогов и взносов/отчислений на социальные нужды следует принимать во внимание тот факт, что государственная единица, являющаяся получателем доходов, обычно не является стороной в операции или другом событии, создающем обязательство по уплате налогов или взносов/отчислений на социальное страхование. Поэтому многие из таких операций и событий постоянно ускользают из поля зрения налоговых органов.

В статистике государственных финансов считается, что доходы государственных единиц создают только те налоги и взносы/отчисления на социальное страхование, которые фактически подтверждены начислениями налога и налоговыми декларациями, таможенными декларациями и другими аналогичными документами.

Обязательные трансферты, взимаемые с других объектов и направляемые целевым назначением на расходы по социальному обеспечению, являются налогами и классифицируются по соответствующему объекту налогообложения. В частности, поступления, базой для исчисления которых служит чистый доход, корректируемый с учетом индивидуальных вычетов из налогооблагаемой базы и льгот, классифицируются как налоги на доходы, даже если они направляются целевым назначением на выплату пособий по социальному обеспечению. Обязательные платежи, которые взимаются в размере, определяемом заработками, фондом оплаты труда или численностью работников, но не гарантируют право на получение пособий по социальному обеспечению, классифицируются как налоги на фонд заработной платы или на рабочую силу.

Охват, время отражения в учете и стоимостная оценка налоговых доходов в статистике государственных финансов и СНС-93 идентичны, однако существуют различия в системах классификации. СНС-93 содержит положения о составлении статистики по 1) налогам на производство и импорт; 2) текущим налогам на доходы, имущество и т.п. и 3) налогам на капитал. Подход, принятый в статистике государственных финансов, заключается в том, чтобы классифицировать налоги главным образом по объекту налогообложения. Налоги группируются в шесть основных категорий: 1) налоги на доходы, прибыль и прирост капитала; 2) налоги на фонд заработной платы и рабочую силу; 3) налоги на собственность; 4) налоги на товары и услуги; 5) налоги на международную торговлю и операции; 6) другие налоги.

Как правило, направление поступлений от того или иного налога на целевое использование не оказывает влияния на его классификацию. Исключение составляет разграничение, проводимое между налогами на фонд заработной платы и рабочую силу и взносами/отчислениями на социальное обеспечение. Если доходы предназначаются для использования в рамках программы социального обеспечения, они являются взносами/ отчислениями на социальное обеспечение. В противном случае они представляют собой налог на фонд заработной платы и рабочую силу.

Налоги и другие обязательные трансферты должны отражаться в учете тогда, когда имеют место деятельность, операции или другие события, в результате которых образуются требования органа государственного управления по налогам или другим платежам. Это время не обязательно является временем наступления налогооблагаемого события. Например, обязательство по уплате налога на прирост капитала обычно возникает при продаже актива, а не при повышении его стоимости.

Возвраты налогов обычно учитываются как отрицательные налоги. Возвраты представляют собой поправки на переплаченные суммы. Они относятся к тому периоду, в котором имело место событие, вызвавшее переплату. В случае налога (налога на добавленную стоимость) налогоплательщики, кроме конечных потребителей, обычно имеют право на возврат налогов, уплаченных с покупок. Если этот возврат превышает сумму налогов, уплаченных данным налогоплательщиком, чистый возврат отражается как отрицательный налог.

Налоговые кредиты представляют собой суммы, вычитаемые из налога, который в противном случае подлежал бы уплате. Следствием некоторых видов кредитов может стать чистый платеж, производимый государственной единицей налогоплательщику. Подобные чистые платежи отражаются как расходы, а не как отрицательный налог.

В ряде случаев сбор налогов осуществляется одной государственной единицей, которая затем частично или полностью переводит их другой государственной единице. В зависимости от действующего механизма налоги, переводимые второй государственной единице, могут быть перераспределены с отнесением к налоговым доходам этой единицы или отражаться в учете как налоговые доходы единицы, осуществляющей сбор налогов, и как грант от этой единицы другой государственной единице.

Как правило, налог закрепляется за государственной единицей, которая а) реализует свои полномочия по взиманию налога (либо в качестве принципала, либо в результате делегирования ей полномочий принципала), б) имеет право самостоятельно принимать окончательное решение об установлении и изменении налоговой ставки, а также в) имеет право самостоятельно принимать окончательное решение об использовании средств.

Налоги на доходы, прибыль и прирост капитала, как правило, взимаются 1) с заработной платы, гонораров, комиссионных, дополнительных социальных выплат и иных видов оплаты трудовых услуг; 2) с доходов в форме процентов, дивидендов, ренты и роялти; 3) с прироста и потерь капитала, включая распределения прироста капитала инвестиционных фондов; 4) с прибыли корпораций, товариществ, предприятий без образования юридического лица, наследственной массы и трастов; 5) с налогооблагаемой части социального обеспечения, пенсий, аннуитетов, страхования жизни и иных пенсионных счетов; 6) с разных прочих статей доходов.

Налоги на доходы, прибыль и прирост капитала относятся либо к физическим лицам, либо к корпорациям и другим предприятиям. При отсутствии информации, необходимой для определения того, следует ли относить налоги к одной из указанных категорий, эти налоги отражаются как не распределяемые по категориям. Подоходные налоги с наследственной массы учитываются как налоги с физических лиц. Налоги на доходы некоммерческих единиц учитываются как налоги с корпораций. Налоги на доходы трастов, если получателями доходов являются физические лица, отражаются как налоги с физических лиц, а в остальных случаях – как налоги с корпораций. Эти налоги могут взиматься с фактической или оценочной величины доходов и прибыли и с реализованного или нереализованного прироста капитала. Сумма доходов, подлежащая обложению налогом, как правило, меньше валовых доходов, поскольку допускаются различные вычеты. Налог на прибыль взимается с разности доходов и допустимых вычетов.

Налоги на собственность включают налоги на использование, владение или передачу имущества. Эти налоги могут взиматься регулярно, единовременно или при переходе права собственности. Налоги на собственность подразделяются на шесть категорий: периодические налоги на недвижимое имущество; периодические налоги на чистую стоимость имущества; налоги на наследуемое имущество, наследство и дарение; налоги на финансовые операции и операции с капиталом; другие непериодические налоги на собственность; другие периодические налоги на собственность.

Периодические налоги на недвижимое имущество охватывают налоги, регулярно взимаемые за использование недвижимого имущества или владение им, включая землю, здания и др. сооружения. Эти налоги могут взиматься с владельцев, арендаторов или и с тех, и с других. Сумма этих налогов обычно составляет определенный процент от оценочной стоимости собственности, которая определяется на основе условного арендного дохода, продажной цены, капитализированного дохода или иных характеристик, таких как размер или местоположение. В отличие от периодических налогов на чистую стоимость имущества, при начислении этих налогов обязательства по данной собственности, как правило, не принимаются во внимание.

Периодические налоги на чистую стоимость охватывают налоги, регулярно взимаемые с чистой стоимости имущества, которая обычно определяется как стоимость широкого диапазона движимого и недвижимого имущества за вычетом обязательств по данному имуществу.

Налоги на наследуемое имущество, наследство и дарение рассматриваются в СНС-93 как налоги на капитал. В статистике государственных финансов они охватывают налоги на передачу собственности в случае смерти и на дарение. Налоги на передачу собственности в случае смерти включают налоги на наследуемое имущество, которые обычно основаны на общем размере наследственной массы, и налоги на наследство, которые могут определяться суммой, полученной бенефициарами, и/или степенью их родственной близости к усопшим.

Налоги на финансовые операции и операции с капиталом. Данная статья включает налоги на переход права собственности, за исключением случаев, классифицируемых как дарение, наследство или операции с наследуемым имуществом. В эту категорию включаются налоги на выпуск, покупку и продажу ценных бумаг, налоги на чеки и иные формы платежа, а также налоги, взимаемые с конкретных юридических операций, таких как утверждение контрактов и продажа недвижимого имущества. Данная категория не включает налоги на использование товаров; налоги на прирост капитала; периодические налоги на чистую стоимость имуществ; другие непериодические налоги на собственность; сборы, уплачиваемые для покрытия судебных издержек, сборы за выдачу свидетельств о рождении, браке или смерти; налоги с продаж и общие гербовые сборы.

Другие непериодические налоги на собственность также классифицируются в СНС-93 как налоги на капитал. В статистике государственных финансов данная статья охватывает налоги на чистую стоимость имущества и собственность, взимаемые единовременно или нерегулярно. Она включает налоги на чистую стоимость имущества, взимаемые для покрытия непредвиденных расходов или перераспределения имущества; налоги на собственность, налоги на обустройство и мелиорацию, учитывающие увеличение стоимости земли в связи с предоставлением правительством разрешения на освоение земли или созданием правительством дополнительной инфраструктуры; налоги на переоценку стоимости капитала, а также любые другие специальные налоги на определенные виды собственности.

Другие периодические налоги на собственность. К этой категории относятся все периодические налоги на собственность, не включенные в категории 1131, 1132 или 1134, такие как периодические валовые налоги на личную собственность, драгоценности, крупный рогатый скот, другой скот, прочие конкретные виды собственности, а также внешние признаки наличия имущества. Налоги на использование определенных видов движимого имущества, например автотранспортных средств и огнестрельного оружия, классифицируются как налоги на использование товаров и на разрешение на их использование или на осуществление деятельности.

Налоги на товары и услуги охватывают все виды налогов, взимаемых с производства, добычи, продажи, передачи, аренды или доставки товаров и оказания услуг. Кроме того, сюда включаются налоги на использование товаров и на разрешение на их использование или на осуществление деятельности.

Данная категория не включает налоги на международную торговлю и операции, но включает налоги, взимаемые при импортировании продукции или при пересечении ею границы, если соответствующее обязательство не связано исключительно с тем обстоятельством, что данные товары пересекли границу, а применимо также к внутренним товарам или операциям.

Общие налоги на товары и услуги включают все налоги, за исключением таможенных и других импортных пошлин и налогов на экспорт, взимаемые с производства, аренды, доставки, продажи, покупки или иной формы передачи прав собственности на широкий диапазон товаров и предоставление широкого спектра услуг. Такие налоги могут взиматься независимо от того, были ли данные товары или услуги произведены внутри страны или импортированы, и могут налагаться на любой стадии производства или распределения. В данную категорию включаются поступления в результате корректировок, внесенных в связи с этими налогами при пересечении товарами границы. И наоборот, возвраты таких налогов при экспорте товаров отражаются как отрицательные налоги в рамках данной категории. Когда налогами облагается ограниченный перечень, а не широкий диапазон товаров, такие налоги включаются в категорию акцизов. Решения относительно "пограничных случаев" принимаются с учетом доминирующей характеристики налога. Данная статья подразделяется на следующие категории.

Налог на добавленную стоимость – это налог на товары или услуги, который поэтапно собирается предприятиями, но в итоге полностью взимается с конечных покупателей. Его называют вычитаемым налогом, поскольку от производителей обычно не требуется выплачивать органам государственного управления полную сумму налога, которую они выставляют в счетах своим заказчикам, так как им разрешается вычитать из нее ту сумму налога, которая была выставлена при покупке ими товаров или услуг для промежуточного потребления или накопления основного капитала. НДС обычно рассчитывается на основе цены товара или услуги, включая любые другие налоги на данную продукцию. Кроме того, НДС может облагаться импорт товаров или услуг в дополнение к любым импортным пошлинам или иным налогам на импорт.

Налоги с продаж включают все общие налоги, взимаемые только на одной стадии – либо на стадии изготовления или производства, либо на стадии оптовой или розничной торговли.

Налоги с оборота и другие общие налоги на товары и услуги включают многоступенчатые кумулятивные налоги, обложение которыми имеет место каждый раз, когда производится какая-либо операция, без уменьшения на суммы налогов, уплаченных за вводимые ресурсы, а также все общие налоги на потребление, которые сочетают в себе элементы налогов на добавленную стоимость, налогов с продаж или многоступенчатых налогов.

Акцизы представляют собой налоги, взимаемые с определенных видов продукции или с ограниченного перечня продуктов, которые не могут быть классифицированы как общие налоги на товары и услуги, прибыль фискальных монополий, таможенные и другие импортные пошлины или налоги на экспорт. Акцизы могут взиматься на любой стадии производства или распределения и обычно начисляются исходя из стоимости, веса, концентрации или количества продукта. В данную категорию включаются специальные налоги на отдельные продукты (сахар, свекла, спички и шоколад); налоги, взимаемые с определенного круга товаров по различным ставкам; а также налоги, которыми облагаются табачные изделия, спиртные напитки, двигательное топливо и углеводородные масла. Если налог, взимаемый преимущественно с импортируемых товаров, в соответствии с тем же законом применяется (или может быть применен) также к сопоставимым товарам, произведенным внутри страны, тогда доходы от него классифицируются как доходы, полученные от акцизов, а не от импортных пошлин. Этот принцип применяется даже в отсутствии сопоставимой продукции, произведенной внутри страны, или при отсутствии возможности производства такой продукции. Налоги на электроэнергию, газ, энергию и энергоносители рассматриваются как налоги на товары и относятся к акцизам, а не к налогам на специфические услуги.

Прибыль фискальных монополий включает ту часть прибыли фискальных монополий, которая перечисляется органам государственного управления. Фискальные монополии – это государственные корпорации (организации) или государственные квазикорпорации, которые реализуют налоговые полномочия государства путем использования монопольных прав в отношении производства или распределения определенного вида товара или услуги. Такие монополии создаются в целях сбора доходов государства, которые в ином случае могли бы быть собраны при помощи налогов, взимаемых с производства или распределения соответствующих товаров частным сектором. Типичными товарами, на которые распространяются фискальные монополии, являются табачные изделия, спиртные напитки, соль, спички, нефтепродукты и сельскохозяйственная продукция.

Проводится разграничение между фискальными монополиями и государственными предприятиями, такими как предприятия железнодорожного транспорта, электроэнергетики, почтовой связи и других услуг связи. Такие предприятия могут пользоваться правами монополии или квазимонополии, но обычно они создаются, прежде всего, для реализации задач государственной экономической или социальной политики, а не в целях сбора доходов для органов государственного управления. Трансферты от таких государственных предприятий органам государственного управления отражаются как дивиденды или отчисления из доходов квазикорпораций. Концепция фискальной монополии не распространяется на государственные лотереи, прибыль от которых также рассматривается как дивиденды или отчисления из доходов квазикорпораций. Прибыль экспортных или импортных монополий, перечисляемая сбытовыми организациями или другими предприятиями, ведущими международную торговлю, аналогична прибыли фискальных монополий, но классифицируется как прибыль экспортных или импортных монополий.

В принципе отражать в качестве налога следует только величину, на которую монопольная прибыль превышает некоторую условно принятую "нормальную" прибыль, однако оценить эту величину трудно, поэтому на практике сумму налогов следует считать равной сумме прибыли, фактически перечисленной фискальными монополиями органам государственного управления. При этом исключаются любые резервы, создаваемые фискальными монополиями. Такие налоги отражаются в учете на момент перечисления средств, а не на момент получения прибыли.

Налоги на специфические услуги. В данную категорию включаются все виды налогов, которыми облагаются платежи за конкретные услуги: налоги на оплату проезда на транспорте, на страховые премии, на банковские услуги, развлечения, рестораны и рекламу. Кроме того, в данную категорию входят налоги на азартные игры и ставки на тотализаторе на скачках, в футбольных пулах, лотереях и т.п. Налоги на вход в казино, на скачки и т.п. также классифицируются как выборочные налоги на услуги. Однако, если эти налоги являются частью общего налога на товары и услуги, соответствующие доходы отражаются в учете по категории 1141. Налоги на доходы, получаемые физическими лицами от футбольных пулов, или другие доходы от азартных игр классифицируются как налоги на доходы, прибыль и прирост капитала. Прибыль, перечисляемая органам государственного управления государственными лотереями, рассматривается как дивиденды или отчисления из доходов квазикорпораций. Налоги на чеки, а также на выпуск, перевод или погашение ценных бумаг классифицируются как налоги на финансовые операции и операции с капиталом. Гербовые сборы, которые не могут быть отнесены к налогам на услуги или на другие операции, классифицируются как другие налоги. Налоги на электроэнергию, газ, энергию и энергоносители включаются в категорию акцизов.

Налоги на использование товаров и на разрешение на их использование или на осуществление деятельности. Одна из регулирующих функций государства состоит в установлении запретов на владение определенными видами товаров, их использование или на осуществление определенных видов деятельности без специального разрешения в форме лицензии или иного свидетельства, за которые требуется уплата определенного сбора. Если выдача таких лицензий практически не связана с какими-либо действиями со стороны органов государственного управления и лицензии выдаются автоматически после уплаты установленных сумм, то они, вероятно, являются не более чем средством сбора налогов, хотя органы государственного управления и могут выдавать взамен определенного рода свидетельство или разрешение. Однако если органы государственного управления используют выдачу лицензий для осуществления определенной регулирующей функции – например, для проверки компетентности или квалификации соответствующего лица, проверки эффективности и безопасности функционирования определенного оборудования или осуществления в какой-либо иной форме контроля, который в противном случае они не были бы обязаны осуществлять, то эти поступления следует отражать как продажи услуг, а не как налоговые поступления, за исключением случаев, когда эти поступления явно не сопоставимы с издержками, связанными с предоставлением этих услуг. На практике граница между налогами и административными сборами не всегда является четкой.

Налогами считаются следующие виды сборов: а) сборы, плательщики которых не являются выгодополучателями, например, сборы, взимаемые с мясобоен для финансирования предоставляемых фермерам услуг; б) сборы, при которых государство не предоставляет взамен какую-либо определенную услугу, даже если плательщику выдается лицензия, например, лицензия на охоту, рыбную ловлю или отстрел без права использования определенного участка государственных земель, и в) сборы, при которых выгодополучателями являются только плательщики этих сборов, но при этом выгода, получаемая каждым отдельным лицом, необязательно пропорциональна производимым платежам, например, сбытовой сбор с молока, выплачиваемый фермерами и используемый для пропаганды потребления молока.

Налоги на автотранспортные средства. В данную категорию входят налоги на использование автотранспортных средств или на разрешение использовать автотранспортные средства. В нее не включаются налоги на автотранспортные средства как на собственность или чистую стоимость имущества или сборы за использование автодорог, мостов и туннелей.

Другие налоги на использование товаров и на разрешение на их использование или на осуществление деятельности. В эту категорию включаются лицензии на ведение коммерческой и профессиональной деятельности. Такие лицензии могут принимать форму налогов на разрешение вести коммерческую деятельность вообще или конкретный вид коммерческой или профессиональной деятельности. В эту категорию входят общие налоги или лицензии на коммерческую деятельность, которые взимаются либо как фиксированная сумма, либо по определенной шкале в зависимости от конкретного вида деятельности, либо рассчитываются на базе различных показателей, например, размер площади, установленная мощность в лошадиных силах, капитал или тоннаж грузовых транспортных средств. В данную категорию не входят налоги на коммерческую деятельность, взимаемые с валового объема продаж, которые классифицируются как общие налоги на товары и услуги. Налоги или лицензии на конкретные виды коммерческой деятельности включают разрешения на продажу товаров или оказание услуг. Эти налоги могут взиматься на регулярной основе, единовременно или каждый раз, когда товары используются. Кроме того, в эту категорию включаются налоги на загрязнение окружающей среды, взимаемые при выбросе или сливе в окружающую природную среду ядовитых газов, жидкостей или других вредных веществ.

Помимо коммерческих и профессиональных лицензий, в данную категорию входят налоги на разрешения на охоту, отстрел или ловлю рыбы и налоги на владение домашними животными в тех случаях, когда право на ведение такой деятельности не предоставляется в рамках обычной коммерческой операции. В эту категорию включаются также лицензии на радио- и телевизионное вещание, за исключением случаев, когда государственные органы ведут радио- и телевещание для всего населения, и тогда имеет место не налог, а плата за услугу.

Другие налоги на товары и услуги включают налоги на добычу полезных ископаемых, ископаемого топлива и других невозобновляемых ресурсов из месторождений, находящихся в частной собственности или в собственности другого органа государственного управления, а также любые иные налоги на товары или услуги, не включенные в категории 1141–1145. Налоги на добычу невозобновляемых ресурсов обычно взимаются в форме фиксированной суммы в расчете на единицу количества или веса, но могут взиматься и как процент от стоимости. Эти налоги отражаются в учете тогда, когда происходит добыча ресурсов. Платежи за добычу невозобновляемых ресурсов из месторождений, принадлежащих государственной единице, являющейся получателем этих платежей, классифицируются как рента.

Налоги на международную торговлю и операции включают доходы от всех видов налогов на товары, ввозимые в страну, или на услуги, оказываемые резидентам нерезидентами. Эти налоги могут взиматься в целях получения доходов или в протекционистских целях и определяться либо на индивидуальной основе, либо в соответствии со стоимостью товара (на адвалорной основе), но по закону они должны распространяться только на импортируемую продукцию. В данную категорию также входят сборы, налагаемые в соответствии с перечнем таможенных тарифов и дополнениями к нему, включая налоговые надбавки, основанные на перечне тарифов, консульские, тоннажные, статистические, фискальные сборы и налоговые надбавки, которые не основаны на перечне таможенных тарифов. Налоги, распространяющиеся на импортируемые товары только потому, что последние включаются в более широкую категорию налогооблагаемых товаров, отражаются в учете как общие налоги на товары и услуги или акцизы.

В тех случаях, когда монопольные права органов государственного управления или органов денежно-кредитного регулирования реализуются для получения маржи между покупной и продажной ценой иностранной валюты, кроме тех случаев, когда это делается для покрытия административных издержек, полученные доходы представляют собой обязательный сбор, взыскиваемый как с покупателя, так и с продавца иностранной валюты. Такой сбор представляет собой распространенный эквивалент импортной и экспортной пошлин, взимаемых в рамках системы единого валютного курса, или налога на продажу или покупку иностранной валюты. Подобно прибыли экспортных или импортных монополий, данные доходы представляют собой механизм реализации монопольных прав в целях налогообложения и включаются в налоговые доходы при получении их органами государственного управления. В данную категорию не входит никакое перечисление органам государственного управления курсовой прибыли, полученной иначе, чем в результате поддержания разницы в валютных курсах.

Налоги на операции с иностранной валютой включают налоги, которыми облагаются продажа или покупка иностранной валюты, производимая либо по единому, либо по различным валютным курсам. В данной категории отражаются также налоги на переводы средств за границу, если эти налоги взимаются с покупки переводимой иностранной валюты. Налоги на перевод иностранной валюты, которые не взимаются с ее покупки, отражаются по категории другие налоги на международную торговлю и операции.

Взносы/отчисления на социальные нужды классифицируются как взносы/отчисления на социальное обеспечение или как другие взносы/отчисления на социальные нужды, в зависимости от вида программы, в которую они поступают.

Взносы/отчисления в программы социального обеспечения классифицируются по источнику взносов/отчислений. Взносы работников уплачиваются непосредственно работниками или вычитаются из заработной платы работников и перечисляются от их имени работодателем. Отчисления работодателей уплачиваются непосредственно работодателями от имени своих работников. Суммы, уплачиваемые работодателями в секторе государственного управления, при консолидации не исключаются, если единицы, являющиеся плательщиками и получателями, относятся к одному и тому же сектору или подсектору, поскольку считается, что эти отчисления подлежат условному переотнесению ("перемаршрутизации"), а затем уплачиваются работниками. Отчисления лиц, работающих не по найму или незанятых, вносятся плательщиками, не являющимися наемными работниками. Не распределяемые по категориям взносы/отчисления – это взносы/отчисления, для которых не представляется возможным определить источник их поступления. Если те или иные взносы/отчисления произведены добровольно, для расчета показателя налогово-бюджетного бремени и иных целей полезно представить их общую сумму в качестве справочной статьи.

К другим взносам/отчислениям на социальные нужды относятся фактические и условно исчисленные взносы/отчисления в программы социального страхования, реализуемые органами государственного управления как работодателями от имени своих работников, в рамках которых не предоставляются пенсионные пособия. В отличие от программ социального обеспечения, в программах социального страхования для государственных служащих, как правило, уровень пособий непосредственно увязан с уровнем взносов/отчислений. Такие программы обычно реализуются органом государственного управления только для своих работников, однако они могут также реализовываться одним органом государственного управления от имени работников многих органов государственного управления.

Взносы работников включают суммы, уплачиваемые непосредственно работниками или перечисляемые из заработной платы и других форм оплаты труда работодателями от имени работников.

Отчисления работодателей включают суммы, уплачиваемые работодателями от имени своих работников. Как и в случае отчислений работодателей в программы социального обеспечения, эти отчисления при консолидации не исключаются, если органы государственного управления, являющиеся плательщиками и получателями, относятся к одному и тому же сектору или подсектору.

Условно исчисленные взносы/отчисления имеют место, если органы государственного управления как работодатели предоставляют социальные пособия непосредственно своим работникам, бывшим работникам или их иждивенцам из своих собственных средств без участия страховой компании или автономного или неавтономного пенсионного фонда. В этом случае считается, что нынешние работники защищены от различных оговоренных социальных рисков, даже если не производится никаких платежей для их покрытия. Суммой начисленных доходов в данной категории является величина производимых работодателями отчислений на социальные нужды, которая потребовалась бы для обеспечения фактических прав работников на получение социальных пособий.

Гранты представляют собой необязательные текущие или капитальные трансферты, получаемые государственной единицей от другой государственной единицы или от международной организации. Гранты классифицируются сначала по типу единицы, предоставляющей грант, а затем в зависимости от того, является ли этот грант текущим или капитальным.

В статистике государственных финансов выделяются три источника грантов: гранты от правительств иностранных государств, гранты от международных организаций и гранты от других единиц сектора государственного управления. Последняя категория – гранты от других единиц сектора государственного управления – необходима только при составлении статистики по какому-либо подсектору сектора государственного управления. В противном случае эти операции при консолидации исключаются.

Текущими являются те гранты, которые предоставляются на осуществление текущих расходов и не связаны с приобретением какого-либо актива их получателем и не обусловлены таким приобретением. Капитальные гранты предусматривают приобретение получателем активов и могут складываться из перечисления денежных средств, которые получатель, как от него ожидается или требуется, должен использовать для приобретения актива или активов (кроме запасов материальных оборотных средств), передачи актива (кроме запасов материальных оборотных средств и денежных средств) или аннулирования обязательства по взаимному соглашению между кредитором и дебитором. При наличии сомнений в отношении характера гранта следует классифицировать его как текущий. Выделение капитальных грантов необходимо для расчета валового и чистого сбережения.

Помимо налогов, взносов/отчислений на социальные нужды и грантов, доходы включают доходы от собственности, доходы от продажи товаров и услуг и разные прочие виды доходов, определяемые в бюджетной классификации доходов как другие доходы.

Доходы от собственности в статистике государственных финансов включают различные виды доходов, получаемых единицей сектора государственного управления, когда она предоставляет принадлежащие ей финансовые и/или непроизведенные активы в распоряжение других единиц. Доходы, относимые к данной категории, могут принимать форму процентов, дивидендов, отчислений из доходов квазикорпораций, доходов от собственности, вмененных держателям страховых полисов, или ренты.

Проценты подлежат получению единицами сектора государственного управления, которые владеют определенными видами финансовых активов, а именно, депозитами, ценными бумагами, кроме акций, кредитами и дебиторской задолженностью. Эти виды финансовых активов создаются, когда единица сектора государственного управления предоставляет средства в качестве кредита другой единице. Проценты представляют собой доходы, получаемые кредитором за предоставление дебитору разрешения на использование его средств. Процентные доходы начисляются непрерывно в течение периода существования финансового актива. Ставка, по которой начисляются проценты, может быть установлена как процент от непогашенной основной суммы долга, как предварительно определенная сумма денежных средств или как сочетание этих двух форм.

Дивиденды. Единицы сектора государственного управления, выступающие в качестве акционеров и владельцев корпорации, приобретают право на получение дивидендов в результате предоставления собственного капитала в распоряжение данной корпорации. Средства, вложенные в акционерный капитал, не дают акционерам права на получение фиксированного или заранее определенного дохода. Вместо этого совет директоров или другие руководители корпорации должны объявлять размер выплачиваемых дивидендов по своему собственному усмотрению. Дивиденды отражаются в учете либо на дату объявления их к выплате, либо (в отсутствии предварительного объявления) на дату осуществления платежа.

Единицы сектора государственного управления могут получать дивиденды от частных или от государственных корпораций. Распределение прибыли государственными корпорациями (организациями) может производиться нерегулярно и необязательно должно в явной форме называться выплатой дивидендов. Тем не менее, за исключением случаев распределения, отмеченных ниже, дивиденды включают все распределения прибыли корпорациями между своими акционерами или владельцами, включая прибыль центральных банков, перечисляемую государственным единицам, прибыль, получаемую в результате выполнения функций органов денежно- кредитного регулирования, кроме центрального банка, и перечисление прибыли от государственных лотерей. Однако, как указано в предыдущих пунктах, распределения прибыли фискальных монополий и прибыли экспортных или импортных монополий классифицируются как налоги.

В случае получения платежей от государственных корпораций (организаций) может быть трудно решить, являются ли они дивидендами или отчислениями средств из собственного капитала. Дивидендами являются платежи, производимые корпорацией из своего текущего дохода, полученного от осуществляемой производственной деятельности. Однако корпорация может выравнивать уровень выплачиваемых ею дивидендов от периода к периоду, так что в некоторые периоды она выплачивает больше дивидендов, чем получает дохода от своей производственной деятельности. Такие платежи все равно являются дивидендами. Производимые корпорациями распределения между акционерами поступлений от приватизации и других продаж активов, а также крупные и носящие исключительный характер единовременные платежи, обусловленные накоплением резервов или холдинговой прибылью, представляют собой отчисления средств из собственного капитала, а не дивиденды.

Отчисления из доходов квазикорпораций. По определению, квазикорпорации не могут распределять доходы в форме дивидендов, однако владелец может принять решение об отчислении (частичном или полном) средств из доходов квазикорпорации. Теоретически отчисления из таких доходов эквивалентны распределению доходов корпорации через дивиденды и учитываются точно так же. Сумма дохода, которую владелец квазикорпорации решает отчислить, в значительной степени зависит от объема чистых доходов квазикорпорации. Все подобные отчисления отражаются в учете на дату фактического совершения платежа.

Как и в случае дивидендов, отчисления из доходов квазикорпораций не включают отчисления средств, вырученных от продажи или иного выбытия активов квазикорпорации. Перечисление средств, полученных в результате такого выбытия, отражается в учете как уменьшение стоимости капитала квазикорпораций, принадлежащего органам государственного управления. Аналогичным образом средства, отчисляемые при ликвидации крупных сумм накопленной нераспределенной прибыли или других резервов квазикорпорации, учитываются как отчисления средств из собственного капитала.

Доходы от собственности, вмененные держателям страховых полисов. Страховые компании имеют технические резервы в форме средств, полученных в предоплату премий, резервов на покрытие непогашенных требований о страховом возмещении и актуарных резервов на покрытие имеющихся рисков в связи с полисами страхования жизни. Эти резервы считаются активами держателей страховых полисов или бенефициаров, включая любые единицы сектора государственного управления, являющиеся держателями полисов, и обязательствами страховых компаний. Любые доходы, получаемые от инвестирования страховых технических резервов, также считаются собственностью держателей страховых полисов или бенефициаров и показываются как доходы от собственности, вмененные держателям страховых полисов. Этот вид доходов от собственности обычно является достаточно редким и/или незначительным для единиц сектора государственного управления.

Рента представляет собой доход от собственности, получаемый по определенным договорам аренды земли, ресурсов недр и других природных активов. Другие договоры аренды указанных видов активов, в особенности договоры аренды электромагнитного спектра, могут рассматриваться как продажа нематериального непроизведенного актива. Как и проценты, рента начисляется владельцу актива непрерывно в течение всего периода действия контракта. Таким образом, рента, отражаемая в учете за конкретный отчетный период, равна величине накопленной ренты, подлежащей выплате в течение этого отчетного периода, и может отличаться от суммы ренты, срок платежа по которой наступил или которая фактически уплачивается в течение данного периода.

Продажи, осуществляемые рыночными заведениями. Согласно ранее данному определению, заведение является частью предприятия, которая расположена в одном месте, где осуществляется лишь один вид производственной деятельности или где на основную производственную деятельность приходится большая часть добавленной стоимости. Рыночное заведение в составе государственной единицы представляет собой заведение, которое продает или иным образом реализует всю свою продукцию или ее большую часть по экономически значимым ценам. В данную категорию входят продажи, осуществляемые всеми рыночными заведениями, являющимися частью тех единиц, по которым составляется статистика. Поскольку все заведения государственных корпораций (организаций) являются рыночными, в данную категорию входят все продажи, осуществляемые государственными корпорациями (организациями). Платежи за аренду произведенных активов учитываются как продажи услуг и включаются в данную категорию. Продажи нефинансовых активов представляют собой выбытие нефинансовых активов, а не продажи товаров и услуг.

Административные сборы включают сборы за выдачу обязательных лицензий и другие административные сборы, которые представляют собой продажи услуг. Примерами являются водительские права, паспорта, судебные сборы и лицензии на радио- и телевещание, если органы государственной власти ведут радио- и телевещание для всего населения. Для того чтобы эти сборы рассматривались как продажа услуги, единица сектора государственного управления должна выполнять некоторую регулирующую функцию – например, проверку компетентности или квалификации соответствующего лица, проверку эффективности и безопасности функционирования определенного оборудования или осуществление в какой-либо иной форме контроля, который в противном случае она не была бы обязана осуществлять. Если платеж явно несопоставим со стоимостью предоставления услуги, то данный сбор классифицируется как налоги на использование товаров и на разрешение на их использование или на осуществление деятельности.

Рыночные продажи, осуществляемые нерыночными заведениями. В данную статью включаются продажи товаров и услуг, осуществляемые нерыночными заведениями единиц сектора государственного управления, кроме административных сборов. В нее входят продажи, которые не являются характерными с точки зрения обычной социальной или общественной деятельности государственных ведомств и учреждений, такие, как продажи продуктов, изготовленных в профессионально- технических училищах, семян, полученных в экспериментальных хозяйствах, продажи почтовых открыток и художественных репродукций музеями, плата за услуги в государственных больницах и клиниках, плата за обучение в государственных школах и плата за вход в государственные музеи, парки, учреждения культуры и места отдыха и развлечений, которые не имеют формы государственных корпораций (организаций).

Условно исчисленные продажи товаров и услуг. Когда институциональная единица производит товары и услуги для использования их в качестве оплаты труда работников в натуральном выражении, данная единица выступает в двух качествах: как работодатель и как обычный производитель товаров и услуг. Чтобы показать общую сумму оплаты труда работников, необходимо представить выплаченную в натуральном выражении сумму так, как если бы она была выплачена в денежной форме в качестве заработной платы, а затем работники использовали эти денежные средства для покупки товаров и услуг. В данную категорию включается совокупная стоимость этих условно исчисленных продаж.

Продажи товаров отражаются в учете на момент перехода законных прав собственности. Если точно определить этот момент невозможно, операция может быть отражена в учете на момент физической смены владельца или перехода права распоряжения. Операции с услугами обычно отражаются в учете на дату оказания услуг. Некоторые услуги предоставляются или имеют место на непрерывной основе. Например, операционный лизинг и жилищные услуги представляют собой непрерывные потоки и отражаются в учете непрерывно, пока они предоставляются.

Штрафы и пени являются обязательными текущими трансфертами, налагаемыми на институциональные единицы судами или квазисудебными органами за нарушения законов или административных норм. В данную категорию включаются также внесудебные соглашения. Неустойки представляют собой суммы, которые были внесены на депозит в пользу единицы сектора государственного управления вплоть до окончания судебного или административного разбирательства и переведены единице сектора государственного управления по решению, принятому в результате такого разбирательства. Штрафы и пени, наложенные за нарушение действующих норм и определенные в качестве связанных с конкретным налогом, отражаются в учете вместе с этим налогом. Прочие штрафы и пени, которые могут быть определены в качестве связанных с налоговыми нарушениями, классифицируются как другие налоги.

Большинство штрафов, пеней и неустоек определяются на конкретный момент времени. Эти трансферты отражаются в учете, когда единица сектора государственного управления получает законное право требования средств, что может иметь место при вынесении судебного решения или при опубликовании административного постановления, либо в том случае, когда несвоевременный платеж или другое нарушение автоматически приводят к наложению штрафа или взиманию пени.

В категорию добровольных трансфертов, кроме грантов, входят дарения и добровольные пожертвования от физических лиц, частных некоммерческих организаций, негосударственных фондов, корпораций и из любых других источников, кроме органов государственного управления и международных организаций. Текущие добровольные трансферты, кроме грантов, включают, например, предоставление органам государственного управления продовольствия, одеял и медицинских препаратов в рамках помощи. Капитальные добровольные трансферты, кроме грантов, включают трансферты на строительство или приобретение больниц, школ, музеев, театров и культурных центров, а также дарения земельных участков, зданий или нематериальных активов, таких, как патенты и авторские права. Если неясно, является ли данный трансферт текущим или капитальным, он классифицируется как текущий. Выделение капитальных трансфертов необходимо для расчета валового и чистого сбережения.

Категория прочих и неидентифицируемых доходов охватывает все виды доходов, которые не могут быть отнесены к какой- либо другой категории. Здесь могут отражаться продажи бывших в употреблении товаров военного назначения или иных товаров, не классифицированных как активы; продажи отходов; страховые требования (кроме страхования жизни) к страховым компаниям; страховые премии (кроме страхования жизни) по программам страхования, реализуемым органами государственного управления; платежи, полученные за ущерб, причиненный государственной собственности, кроме присуждаемых в результате судебного процесса; а также любые доходы, по которым отсутствует достаточная информация для их классификации в составе других категорий.

Лекция № 16.

Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образовали государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.

Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

· общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

· структуру доходов государственного бюджета;

· структуру расходов государственного бюджета;

· источники финансирования бюджетного дефицита;

· размеры государственного внутреннего долга;

· эффективность проведения государством фискальной политики;

· влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор. Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:


· поступления или платежи;

· поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

· поступления (платежи) возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные поступления (платежи);

· приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

· приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Определение этих категорий необходимо для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).

Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон, азываемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока.

Сущность статистики финансов

Для того чтобы государственная финансовая политика была эффективной необходим тщательный анализ ее текущего состояния и динамики ее развития.

Достоверность данных основывается на правильном подсчете показателей и выборе методологии учета.

Современная международная статистика финансов (МФС) за последние годы сильно изменилась и усовершенствовалась. В странах с развитой экономикой придерживаются единой статистической методологии.

Так большинство стран получат информацию при помощи переписи, цензовых исследований, которые проводятся через определенные промежутки времени. Данные исследования устанавливаются законодательно и исполняются согласно решению исполнительных органов. Исследования проводят специально обученные люди.

Замечание 1

Статистика финансов представляет собой информацию о различных финансовых явлениях и стоимостных показателях и является своеобразным ориентиром для участников финансового сектора.

В странах, где существует рыночная экономика, статистикой финансов определяют государственный бюджет, учитываются доходы и расходы в государственном управлении. Здесь же учитывают государственный долг и его активы. В статистику финансов входят данные о численности работников, которые задействованы в государственном управлении.

Отличительной особенностью статистики финансов в странах с рыночной экономикой является то, что там не существует статистики финансов предприятия.

Так, например, на основе финансового счета Федерального немецкого банка можно получить представление о финансировании инвестиций путем предоставления ссуд, выпуска акций и т.п. Однако финансовый счет имеет своей целью наблюдение за рынком краткосрочного кредита и долгосрочного капитала, а не за процессами финансирования предприятий.

Статистические стандарты

Мировая статистика финансов собирает информацию из совершенно разных источников. Для этого существует множество стандартов:

  • стандарты бухгалтерского учета,
  • стандарты международной торговли,
  • статистика платежного баланса,
  • статистика государственных финансов,
  • кредитная статистика

Безусловно, для каждой страны характерны свои стандарты. Но последние годы все страны стремятся к единым международным стандартам в области бухгалтерской отчетности и статистических данных. Данный подход позволяет:

  • проанализировать статистику финансов других стран и на основании этого сравнить результаты,
  • проанализировать состояние секторов экономики и сравнить соотношения и различные изменения в сфере финансов,
  • публиковать информацию,

Стандарты МФС

Разработкой международных стандартов занимается ряд организаций. К ним относят:

  • МВФ - Международный валютный фонд,
  • ООН- Организация Объединенных Наций,
  • ОЭСР – Комиссия европейского содружества,
  • ВБ – Всемирный банк

Страны на заседаниях на основании статистических данных постоянно обсуждают насущные проблемы, касающиеся международной статистики финансов. От результатов переговоров зависит экономическая составляющая многих стран. Так, например, без применения международных стандартов невозможно достигнуть общего соглашения.

Основной вершиной статистики финансов является счета потока капитала, их используют для исследования финансовой сферы. Данные сета позволяют проводить анализ проблемы инвестиций, и обеспечивает анализ развития финансового сектора. Это вопрос достаточно актуален в современных экономических условиях.

Развитие международной статистики финансов способствует совершенствованию бизнеса. Во многих странах поспособствовала укреплению международной интеграции. Соответственно появились потребности в прозрачности и единстве статистической отчетности, для того чтобы появилась возможность инвестирования. В России интеграция идет достаточно сложно. Это связно с тем, что до сих пор существуют свои формы отчетности отличные от других. Для русского бизнеса на данных момент это одна из самых серьезных проблем в установлении деловых контактов.

Проблема несовместимости стандартов для оценки статистики финансов носит глобальных характер и проявляется в процессе составления финансовых отчетов. Основной целью развития международной статистики финансов является гармонизация национальных систем. Основной сути такой гармонизации является отсутствие противоречие в стандартах. Для бизнеса было бы лучше всего, если бы международная статистика финансов представляла собой единую основу для всех мировых партнеров. Однако на современном этапе основной проблематикой, с которой столкнулись при разработке стандартов для анализа, стало множество противоречий в стандартах разных стран.

Любой бенефициар желающий инвестировать свои средства в страну, предприятие должен быть уверен в дальнейшем возврате своих финансов, а в перспективе – в получении прибыли.

В связи с этим прежде, чем осуществлять какое-либо взаимодействие владельцу необходимо ознакомиться с деятельностью организации и экономической составляющей страны в целом.

Замечание 2

Основной задачей международная статистики финансов является обеспечение пользователя необходимой информацией об интересующем его объекте. Поэтому странам необходимо придерживаться стандартных методологических форм и стандартов сбора статистики.

Для развития экономики в России необходимо расширение возможности экономики российского государства. Что в условиях современного кризиса только благоприятно сказывает на поддержание устойчивого состояния экономики. Последние экономические тенденции показали преимущества в созданной единой системе статистики финансов, применение которой положительно сказывается на развитии экономической составляющей страны. Это упрощает развитие компаний и позволяет выйти на международный рынок. Компаниям в России необходимо развиваться и выходить на международный рынок, что за собой повлечет инвестирование, документооборот. И чтобы все было прозрачно, как для инвесторов, так и для партнеров, необходимо собирать информацию согласно стандартам международной статистики финансов

Государственные финансы - сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Государственные доходы - это финансовые отношения, связанные с формированием финансов государства и государственных предприятий. Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. финансовый бюджетный дефицит

Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:

  • 1) предоставленных Министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориального бюджета;
  • 2) данных налоговой статистики;
  • 3) отчетов внебюджетных фондов.

Начиная с 1995г. для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) используются единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной Министерством финансов РФ.

Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.

Бюджет территорий - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, который утверждается высшими органами власти национально-государственных и административно-территориальных образований РФ.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализов.

Федеральный бюджет - это централизованный бюджет, который утвержден высшими законодательными органами РФ.

Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей, характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:

  • 1) составления;
  • 2) рассмотрения;
  • 3) утверждения;
  • 4) использования.

Существует бюджетная классификация, которая включает статьи доходов (налоговые и неналоговые) и расходы:

  • 1) доходов и полученных официальных трансфертов;
  • 2) расходов и кредитования за вычетом погашения;
  • 3) операций финансирования бюджетного дефицита;
  • 4) государственного долга.

В бюджетном процессе предполагается хозяйственная операция (наличие двух сторон - участников операции). Отсюда и следует создание второго потока к участнику поступления от участника платежа.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд государства, который определяет экономическую, социальную, политическую стороны общественной жизни и используется для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетная классификация является основой изучения госбюджета, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета.

Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три группы:

  • 1) налоговые;
  • 2) неналоговые;
  • 3) безвозмездные перечисления.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают органам государственной власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица, находящиеся за чертой бедности. Налоговые доходы являются конечным источником для большинства бюджетных расходов. Соответственно, более низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут сыграть отрицательную роль для привлечения инвестиций.

Неналоговые доходы являются составной частью государственных доходов и к ним относятся довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания, но их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Бюджетным кодексом РФ определяется состав неналоговых доходов, к которым отнесены:

  • 1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;
  • 2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
  • 3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;
  • 4) иные неналоговые доходы.

К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

  • 1) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • 2) субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • 3) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • 4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • 5) безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 6) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных). Динамика расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социально-культурные нужды, управление, оборону и др.

Государственные займы используются для покрытия бюджетного дефицита и для обеспечения инвестирования средств в государственный сектор экономики. Еще одним способом мобилизации денежных средств в государственные доходы является эмиссия: бумажно-денежная и кредитная. К эмиссии государство прибегает тогда, когда налоги и займы не обеспечили покрытие государственных расходов. Если бумажно-денежная и кредитная эмиссии не связаны с потребностями народного хозяйства, а обусловлены необходимостью покрытия дефицита, то такие эмиссии ведут к усилению инфляции.

Статистическое изучение доходов и расходов государственного бюджета происходит на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, интенсивности, структуры, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всем объеме бюджета. В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в современных условиях выступают налоги, анализ их динамики требует выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждого вида налога.

Сумма полученного налога представляет собой двухфакторную мультипликативную модель, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога.

Информационным источником является отчетность об исполнении бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает количественные закономерности массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.

Эти процессы характеризуются системой статистических показателей:

  • 1) объема и структуры государственных финансов
  • 2) структурных сдвигов, происходящих в государственных финансах под воздействием экономических процессов;
  • 3) факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов.

Статистический анализ показателей государственного бюджета включает изучение относительных показателей динамики доходов и расходов; степень исполнения расходной и доходной частей бюджета; оценка роли отдельных статей доходной части в общем объеме доходов; оценка роли отдельных источников финансирования бюджетного дефицита.

При построении динамических рядов следует учитывать проблему обеспечения сопоставимости уровней бюджетных показателей. Существует две причины несопоставимости:

  • 1) бюджетная классификация со временем меняется, поэтому при сравнении по годам или периодам необходима перегруппировка статей;
  • 2) инфляция, которую можно скорректировать либо заменив абсолютные показатели относительными, либо с помощью индекса инфляции.

Закономерности в построении доходной и расходной частей государственного бюджета изучаются с помощью относительных показателей структуры и относительных показателей координации.

Сопоставление показателей структуры в динамике позволяет сделать вывод о структурных сдвигах, определить факторы, вызвавшие эти сдвиги.

Результаты финансовой деятельности государства оцениваются с помощью двух относительных показателей:

  • 1) коэффициент соотношения бюджетного дефицита и ВВП, % . Финансовое положение страны считается устойчивым, если этот показатель не превышает 3%. В 200 г этот показатель в РФ составил %;
  • 2) коэффициент соотношения доходной части бюджета и ВВП. Этот показатель характеризует степень вмешательства государства в перераспределительные процессы.

Важным направлением статистического анализа является факторный анализ доходов бюджета, которые зависят от следующих макроэкономических показателей: объема ВВП, объема использованного национального дохода, объема налоговых поступлений в государственный бюджет. Объем налоговых поступлений (НО) в свою очередь зависит от величины налоговых ставок (НС) и величины налоговой базы (НБ).

Для измерения влияния отдельных факторов на изменение суммы налоговых поступлений строятся индексные модели, позволяющие определить:

  • а) общий прирост налоговых поступлений
  • ?НО = НО1 - НО0 = ?НОНС + ?НОНБ

в том числе за счет:

  • б) величины налоговых ставок
  • ?НОНС = ?(НС1 - НС0) * НБ1
  • в) изменения объема налогооблагаемой базы
  • ?НОНБ = ?(НБ1 - НБ0) * НС0

Удельный вес дополнительных отчислений определяется по формулам:

dНС= (?НОНС/ ?НО) * 100

dНБ = (?НОНБ/ ?НО) * 100

Налоги представляют собой безвозмездные, обязательные платежи (сборы), взимаемые с физических и юридических лиц государственными структурами для обеспечения государственных и общественных интересов. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке.

В статистическом анализе используются такие понятия, как база налогообложения, объект налогообложения, налоговое событие.

База налогообложения представляет собой некую базовую стоимостную величину, подлежащую налогообложению. База налогообложения предполагает наличие установленной величины налога (налоговой повинности), объекта налогообложения в виде юридических или физических институциональных единиц, а также так называемое налоговое событие.

Статистика с помощью определенных методов оценивает стоимостную величину объекта налогообложения, что очень важно для налоговых органов.

Налоговое событие - это та ситуация, которая влечет за собой уплату налогов (поставка товара, получение наследства, инкассация денег и т.д.).

Налоги можно рассматривать с функциональной и экономической точек зрения.

В зависимости от выполняемых налогами функций их можно подразделить на персональные (зависимость от уровня платежеспособности физических лиц), реальные (момент акта покупки-продажи), прогрессивные (растущие по мере увеличения базы налогообложения в зависимости от облагаемого минимума), пропорциональные и фиксированные.

По экономическому содержанию налоги можно подразделить на прямые (взимаются непосредственно с личных доходов граждан или их имущества) и косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу).

Прямые налоги напрямую связаны с доходами налогоплательщиков, сокращая их номинально, так как берутся непосредственно с заработной платы, прибыли, ренты, земли, дома, ценных бумаг налогоплательщика, и уклониться от них достаточно сложно.

Косвенные налоги не связаны непосредственно с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика, поэтому теоретически от них можно уклониться, если отказаться от приобретения товара или услуги.

Косвенные налоги могут иметь твердые ставки (налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги) и долевые ставки (налог берется, как правило, в виде какого-то процента от цены товара). Разновидностью косвенных налогов являются акцизы (налог на однородный высокорентабельный товар массового потребления). Косвенные налоги являются очень важным источником наполнения государственной казны.

Для социально-экономической политики государства косвенные налоги выполняют несколько важнейших функций: фискальную (очень выгодны долевые налоговые ставки, так как при увеличении цены товара автоматически увеличивается размер налога), регулирующую (влияют на потребительский спрос), структурирующую (с помощью налога с оборота, налога на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.).

Статистика учитывает и такой важный момент, что в целом налоги могут оказывать влияние и на распределение власти между различными уровнями управления.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость Ндс рассчитывается как разница между объемом реализации товаров Qт и стоимостью закупок у поставщиков Sп:

Налоговая база Ндс очень устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат.

Налог на прибыль предприятий и организацийНпр поддерживает равновесие в стране и регулирует фонд оплаты труда. Величина облагаемой прибыли ПРоб включает сумму величин валовой прибыли ПРв и разницы между величиной превышения расходов на оплату труда Рпр и нормируемой величиной расходов на оплату труда Рн:

Подоходный налог с физических лиц также является важным источником доходов государства, поскольку он взимается на принудительной основе со всех граждан, занятых в народном хозяйстве.

К обязательным региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения. Другие налоги вводятся по усмотрению региональных властей.

К налогам местных органов власти (муниципальным и районным) можно отнести налоги на жилище, застроенные и незастроенные участки земли, доходную деятельность.

Исходными для налоговых доходов являются два фактора:

  • - изменение налоговой базы (Бн).
  • - изменение налоговой ставки (Сн).

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой базы (ПрНб), можно рассчитать по формуле

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки (ПрНс), рассчитывается по формуле

где Бн1 и Бн0 - размер налоговой базы в отчетном и плановом (базисном) периодах; Сн1 и Сн0 - уровень налоговой ставки в отчетном и плановом (базисном) периодах.

С помощью данного статистического расчета исчисляются суммы налоговых доходов по определенным видам налогов.

Статистика государственных финансов и налогов. Статистика государственных финансов учитывает доходы и расходы сектора государственного управления на основе данных МФ РФ.

Формой образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения государства и местного самоуправления является бюджет. Годовой бюджет составляется на финансовый год, соответствующий календарному году (с 1.01 по 31.12).

Бюджетная система РФ включает бюджеты различных уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет утверждается в виде федеральных законов.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) относится к предметам ведения субъекта РФ. Этот бюджет и свод бюджетов муниципальных образований субъекта РФ образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) относится к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Главная задача статистики государственного бюджета – это характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.

Конкретными задачами являются:

1. Определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2. Анализ структуры доходов государственного бюджета;

3. Анализ структуры расходов государственного бюджета;

4. Определение источников финансирования бюджетного дефицита;

5. Расчет размеров государственного внутреннего долга;

6. Характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;

7. Анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Направления статистики государственных финансов, выделяемые в международной статистической практике:

1) Бюджеты органов государственного бюджета и финансового планирования:

Статистика бюджетного хозяйства;

Статистика финансов ВУЗ;

Статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений;

Статистика государственных служащих.

2) Налоговая статистика:

Статистика налоговых поступлений;

Статистика акцизов;

Статистика налогооблагаемой суммы доходов.

Абсолютные показатели статистики государственного бюджета

Абсолютными показателями статистики государственного бюджета являются:

1) Доходы – обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.

2) Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений.

3) Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования;

4) Чистое кредитование – кредитование минус погашение;

5) Превышение расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит).

Дефицит = Заимствование – Погашение долга + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Финансовое положение страны является нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3 %.

Профицит = Погашение – Заимствование + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.

Результтом накопления бюджетного дефицита является государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. Данная задолженность образовалась в результате операций между учреждениями государственного управления и секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих учреждений в будущем периоде или переоформлена в бессрочный долг.

В государственный долг не включаются:

1) Внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

2) Обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

3) Необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

4) Любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.