Главная · Автокредиты · Социалистическая модернизация страны индустриализация и коллективизация. Сталинская модернизация ссср

Социалистическая модернизация страны индустриализация и коллективизация. Сталинская модернизация ссср

Особенности индустриализации в СССР ы, ран их. ю ст и щу из ы дя СР ин XIV съезд ВКП (б) СС аш оизво ть й м пр Курс на социалистическую ати яще ну, евр воз индустриализацию в стра Пр в, в Советской России был взят ние на XIV съезде Всесоюзной ова коммунистической партии руд бо о большевиков, который большевиков проходил в конце декабря 1925 года в Москве.

Особенности индустриализации в СССР ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания крупного ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Индустриализация в СССР – СССР это преодоление техникоэкономической отсталости страны, превращения ее из аграрной в индустриальную; ликвидацию отсталости аграрного сектора экономики, создание оборонной промышленности.

Какие причины делали индустриализацию необходимой? ü В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. ü К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. ü По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 530 раз. ü В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.

Необходимость существования СССР в условиях враждебного капиталистического окружения Необходимость быстрого преодоления техникоэкономической отсталости страны Необходимость обеспечения высокой обороноспособности страны Необходимость преодолеть зависимость СССР от импорта машин и оборудования Курс партии на индустриализацию

Цели индустриализации Ликвидация технико-экономической отсталости страны Достижение экономической независимости Создание мощной оборонной промышленности Развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, машиностроения, химической)

Дискуссия о выборе темпов, методов и На пленуме ЦК в апреле 1929 г. победила точка зрения И. В. Сталина, ресурсов индустриализации группу Бухарина обвинили в правом уклоне. Был взят курс на форсированную индустриализацию. И. В. Сталин Н. И. Бухарин Это означало конец НЭПа в промышленности. «Щадящий" вариант индустриализации постепенного накопления ресурсов через продолжение НЭПа. Вариант форсированной индустриализации, необходимость которой обосновывалась внешнеполитической угрозой. «Мы отстали от развитых стран на 50100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»

Особенности индустриализации в СССР Предположите, а где взять средства для проведения индустриализации? Источники индустриализации üперераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей (за счет аграрного сектора и других отраслей промышленности) üполучение дополнительных доходов за счёт экспорта зерна, масла, леса, пушнины, золота, нефти и других товаров (сокровища Эрмитажа) üповышение прогрессивного налога с НЭПманов üувеличение подоходного налога с городского и сельского населения

Источники индустриализации üсоблюдение режима строжайшей экономики в расходовании государственных средств Из обращения М. Н. Рютина «Ко всем членам ВКП(б)»: «авантюристские темпы индустриализации, влекущие за собой снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, непосильные открытые и замаскированные налоги, инфляция, рост цен и падение стоимости червонца… привели всю страну к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревне, так и в городе…» Задание: Сопоставьте позитивные и негативные социальные последствия ускоренной индустриализации

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА 1928 -1932 гг. В мае 1929 г. на V всесоюзном съезде Советов был утвержден первый пятилетний план экономического и социалистического развития СССР «Пятилетку - в четыре года!»

«Работа шла по линии исправления и уточнения пятилетнего плана в смысле увеличения темпов и сокращения сроков…Люди, болтающие о необходимости снижения темпа развития нашей промышленности, являются врагами социализма, агентами наших классовых врагов»

Первая пятилетка Автомобили тыс. шт. Тракторы тыс. шт. Чугун млн. т. Произведено в 1928 г. 3, 3 1, 8 0, 8 План на 1932 г. 10 53 100 Поправки Сталина к плану 15 -17 170 200 Фактически произведено в 1932 г. 6, 1 50, 8 23, 9

Первая пятилетка Миллионы людей с огромным энтузиазмом почти бесплатно работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось соревнование под лозунгом «Отнимем год у пятилетки, выполним пятилетку в четыре года!» .

Первая пятилетка Магнитогорский металлургический комбинат Кузнецкий металлургический комбинат Сталинградский тракторный завод Шахты Донбасса Московский автомобильный завод Днепрогэс Задания первой пятилетки выполнить полностью не удалось, но был сделан значительный шаг вперед. Производство продукции тяжелой промышленности выросло в 2. 8 раза, машиностроения- в 4 раза. Вступили в строй:

Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты Сталинградский, Харьковский тракторные заводы. Днепрогэс Итоги пятилеток Первая пятилетка 1928 -1932 г. Шахты Донбасса и Кузбасса Московские, Горьковские автомобильные заводы

Социальные проблемы первой пятилетки Для выполнения планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица. В 1930 г. В СССР была закрыта последняя биржа труда. Однако на стройках пятилетки применялся в основном неквалифицированный труд, ощущалась острая нехватка инженерно-технических кадров.

Социальные проблемы первой пятилетки Какие условия труда были на стройках первых пятилеток? «Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плавуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде… Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе, но каменную землю надо было во что бы то ни стало разломать. » Бардин И. П. «Жизнь инженера»

Социальные проблемы первой пятилетки Только факты. За годы первой пятилетки было подготовлено 128, 5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием. Было увеличено количество высших и средних технических учебных заведений. Стали создавать вечерние отделения при институтах, промышленные академии и заводы-втузы. Лучшие молодые люди направлялись на учебу по путевкам партийных и комсомольских организаций.

Социальные проблемы первой пятилетки В 1930 г. Госплан СССР издал распоряжение о включении труда заключенных в плановую экономику. С этой целью в качестве подразделения наркомата внутренних дел было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ).

Источники индустриализации üсоблюдение режима строжайшей экономики в расходовании государственных средств üиспользование труда заключенных Согласно официальным данным во время строительства канала в Бел. Балт. Лаге умерло в 1931 году 1438 заключённых, в 1932 году - 2010 человек, в 1933 году 8870 заключённых из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки Сооружение Беломорканала

Каковы условия труда заключенных? “С начала 30 -х гг. индустриализации труд заключенных использовали на стройках, направляли на самые тяжелые работы: прокладывали каналы, строили железные дороги, шахты. 13 февраля 1931 г. совет труда и обороны принял постановление о строительстве канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. На этой трассе 227 км нашли свою смерть тысячи заключенных. Всего за 20 месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933, канал был возведен. Из отпущенных государством на строительство 400 млн. руб. потратили всего 95 млн. . Дневная норма для каналоармейца – “два кубометра гранитной скалы, и 100 метров вывоза его на тачке”. Почти без сна работали заключенные, т. к. канал нужно было сдать раньше запланированного срока.

Второй пятилетний план XVIIсъезд ВКПБ утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933 -1937 гг. Рост легкой промышленности должен был превысить развитие тяжелой

Второй пятилетний план 1933 -1937 гг. Вторая пятилетка превратила страну в индустриальную, экономически независимую державу. Производство продукции всей промышленности к к. 1937 г. Выросло по сравнению с 1932 г. В 2, 2 раза, по сравнению с 1928 г. в 4, 5 раза.

Заводы – вставайте, Шеренги – смыкайте! Второй пятилетний план Азовсталь и Запорожсталь Уральский вагоностроительный завод Челябинский тракторный завод Краматорский завод тяжелого машиностроения Свыше 80% всей промышленной продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия. За 10 лет ценой неимоверных усилий и лишений СССР обогнал по своей индустриальной мощи ведущие государства Европы.

Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты Сталинградский, Харьковский тракторные заводы. Днепрогэс Челябинский тракторный Итоги пятилеток Первая пятилетка 1928 -1932 г. Вторая пятилетка 1933 -1937 г. Азовсталь, Шахты Донбасса и Кузбасса Московские, Горьковские автомобильные заводы запорожсталь Уральский, Крамоторский заводы тяжелого машиностроения. Авиационные заводы в Харькове, Москве, Куйбышеве.

Положение рабочих. Стахановское движение. Вторая пятилетка была объявлена временем поворота к человеку. «Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли» «Человек- самый ценный капитал» «Кадры решают все» . 1 января 1935 г. Были отменены карточки на продовольствие. Были отменены коммерческие и введены единые цены значительно выше прежних.

Источники индустриализации üсоблюдение режима строжайшей экономики в расходовании государственных средств üиспользование труда заключенных üпроведение государственных займов у населения Рабочие в принудительном порядке должны были подписываться на государственный заем. Эти деньги шли на нужды индустриализации.

Положение рабочих Жилищная плата была низкой, но жилищные условия не улучшались, население городов постоянно увеличивалось. Рабочие жили, как правило, в коммунальных квартирах или бараках без всяких удобств.

Стахановское движение По полюсу гордо шагает Меняет течение рек Высокие горы сдвигает Советский простой человек. В августе 1935 г. беспартийный шахтер Алексей Стаханов вырубил за смену 102 т. угля вместо 7 т. по норме. Почин Стаханова подхватили другие шахтеры, он распространился во многих отраслях промышленности.

Стахановское движение П. Ангелина Е. В. И М. И. Виноградовы Н. А. Изотов А. Х. Бусыгин Газеты сообщали о достижениях Н. А. Изотова, А. Х. Бусыгина, Е. В. и М. И. Виноградовых. В декабре 1935 г. ЦК ВКП(б) одобрил «инициативу трудящихся» . Нормы выработки в промышленности были повышены на 15 -20%

Стахановское движение. Что такое стахановское движение? «Посоветовались мы тогда с Дусей Виноградовой (мы не сестры, а однофамилицы и подруги) и с общественными организациями и тоже решили поддержать это новое начинание. К этому времени мы перешли на обслуживание 100, а потом 144 станков, но и это не было пределом… У нас появилось много последователей» М. Мазай М. Виноградова «В 1936 г. Макар Мазай установил мировой рекорд, сняв за смену 12 т. Стали с квадратного метра пода печи. Академики нам прямо голову забивали, что больше чем 4 т. С одного квадратного метра площади пода мартеновской печи дать не можем» . Москвитин М. «Повесть о Макаре»

Источники индустриализации üсоблюдение режима строжайшей экономики в расходовании государственных средств üиспользование труда заключенных üпроведение государственных займов у населения üиспользование энтузиазма советских людей üорганизация соцсоревнования и ударничества В декабре 1938 г. были введены трудовые книжки, необходимые для предъявления при поступлении на работу. В 1932 -1933 гг. была введена паспортная система

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции Страны 1918– 1929 г. 1930– 1941 г. 1. СССР Вся промышленность Крупная промышленность 2. США 3. Англия 4. Франция 6, 9 9, 7 3, 1 1, 2 7, 9 16, 5 18, 0 1, 2 2, 1 – 2, 2 Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий Годы 1918– 1929 1 -я пятилетка (1928– 1932) 2 -я пятилетка (1933– 1937) Число предприятий 2200 1500 4500

Ввод в действие важнейших производственных мощностей Фактическая мощность в 1913 г. Уголь, млн. т. в год Железная руда, млн. т. в год Чугун, млн. т. в год Сталь, млн. т. в год Автомобили тыс. шт. Тракторы, тыс. шт. Комбайны, тыс. шт. 29 9 4, 2 4, 3 0 0 0 Введено мощностей в ходе индустриализации 189 29 14, 6 13, 9 200 100 45 o. Какие изменения произошли в экономике в ходе индустриализации? o. Какие новые отрасли появились в структуре экономики в ходе индустриализации?

Итоги первых пятилеток Темпы роста тяжелой промышленности в 2 -3 раза выше, чем в 1913 г. По абсолютным объемам промышленного производства- 2 -е место в мире (после США) Сократилось отставание от капиталистических стран по производству продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства самые высокие в мире- 10 -17%

Итоги первых пятилеток СССР превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта необходимых товаров. Созданный в 30 -е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военнопромышленный комплекс.

Цена индустриального скачка Так ли это? qснижение жизненного уровня населения qотставание легкой промышленности qголод 1932 -33 г. qограбление деревни qмассовые репрессии

В результате осуществления НЭПа страна успешно решила задачи восстановления народного хозяйства. К началу 1926 г. перед промышленностью встала значительно более сложная задача, чем в восстановительный период. Необходимо было кардинальное обновление промышленного оборудования, повышение товарности крестьянских хозяйств. Возрастали масштабы стоявших перед страной задач. Рыночные основания экономики, усиление стихийного фактора, активизация частного капитала требовали более гибких методов государственного управления. В середине 20-х годов в стране происходит ряд экономических кризисов (1923-1924 гг. - "кризис сбыта", 1927-1928 гг. - "кризис хлебозаготовок"). Возрождение командно-административных методов управления повлекло за собой ликвидацию НЭПа. Отказ от НЭПа, смена стратегии развития практически означали возврат к модели, для которой характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества, использование административно-командных рычагов управления. В основе форсированного варианта модернизации лежал выбор одного приоритетного направления в развитии экономики (тяжёлой индустрии) и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путём максимального напряжения всей хозяйственной системы. По плану модернизации предполагалось создать более высокий по сравнению с западными странами тип общественной организации, основанный на производственном коллективизме и коммунистической идее. В качестве основных средств для осуществления этого плана были: тотальное огосударствление, ограничение потребления населения, выкачка средств из деревни, развитие сырьевого экспорта, высокие темпы роста промышленной продукции. За счёт этого Советский Союз к концу 30-х годов вошёл в число ведущих промышленных держав мира.

Форсированная индустриализация сопровождалась усилением темпов коллективизации. К весне 1930 г. почти 60 % крестьян вступили в колхозы. Для их создания местные власти применяли меры экономического и политического принуждения. Единоличников-кулаков лишали избирательных прав, выселяли, а в случае сопротивления, арестовывали. Чрезмерное изъятие хлеба у колхозов зерновых районов в целях осуществления промышленного рывка породило голод 1932-1933 гг., охвативший Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан. В целом, сплошная коллективизация позволила создать систему, при которой финансовые, материальные, трудовые ресурсы перекачивались из аграрного сектора в индустриальный. Одновременно с индустриализацией и коллективизацией осуществлялась культурная революция. В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование, к концу 1930-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Этот процесс сопровождался ломкой многих культурных традиций (притеснение церкви и насаждение атеизма, недоверие к старой российской интеллигенции, идеологизация всей культурной и общественной жизни страны.) Политическое руководство, установив монополию на идеологию, распространило контроль не только на политическую и экономическую, но и на духовную жизнь общества. Переход к форсированному варианту развития усилил потребность в использовании административно-командных форм политической организации общества. Монополия ВКП (б) привела к сращиванию партии и государства. Постепенно сложился режим неограниченной личной диктатуры Сталина, в управлении возрастала роль органов государственной безопасности - ОГПУ-НКВД, составной частью которых явились исправительно-трудовые лагеря и исправительно-трудовые колонии, объединённые системой ГУЛАГ (главное управление лагерей НКВД). В 30-годы на страну обрушились массовые репрессии, в ходе которых изолировались и уничтожались реальные и даже потенциальные противники режима. Самыми громкими проявлениями волны террора стали политические процессы над видными политическими и военными деятелями.

Данный материал поможет учителю не только ярко и красочно провести урок по означенной теме, но и продолжить работу по подготовке учащихся к выпускному экзамену в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Сталинская модернизация»

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс


Цели урока:

    Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны модернизации страны в 1930-е годы.

    Показать влияние реформ 1930-х годов на социально- экономическое развитие СССР.

    Способствовать развитию устной речи, активизации мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес

к предмету.

    Формировать культуру полемики, умение выслушивать

оппонента, терпимость к иной точке зрения.

    Дать объективную оценку реформам 1930-х годов.

Оборудование:

    карта «СССР в годы индустриализации»,

    атласы по истории СССР ХХ в.,

    Сборники документов по истории ХХ в.,

    интернет-источники,

    карточки с заданиями.

Литература:

    учебник по истории России. 11 класс. Измозик В.С. РудникС.Н.

    В.А.Карпов. КПСС в резолюциях т.1.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа.

Ход урока.

Подготовительный этап.

Каждому ученику дается опережающее задание по подготовке и анализу конкретного вопроса.

Основной этап.

Обсуждаемые вопросы.

    Индустриализация страны: плюсы и минусы.

    Коллективизация страны: суровая необходимость или роковой просчет.

    Культурная революция: положительное и отрицательное.

    Политические репрессии в СССР: борьба за власть или бессмысленный террор.

Вводное слово учителя.

История нашей страны сложна и многогранна. Если бросить ретроспективный взгляд в наше прошлое, то мы увидим, что большое место в нем занимали различные реформы, будь-то реформы Избранной рады, реформы ПетраI или же реформы 60-70-х годов XIX века.

Вот и сегодня на слуху у всех «модернизация», которая в смысловом отношении тесно связана с понятием реформа. Мы слышим о модернизации экономики, культуры, образования, которая должна решить проблемы стоящие перед страной сегодня. В этом плане наша тема: «Сталинская модернизация страны и ее особенности» очень актуальна. Ведь в 1920-х гг. СССР также столкнулся с проблемами в экономике, культуре, политике, и по мнению многих историков довольно успешно решил эти проблемы. Однако различные аспекты сталинской модернизации и сегодня имеют неоднозначную оценку и трактовку среди историков и политиков. Поэтому наша цель в ходе сегодняшнего урока выявить: достижения и просчеты, плюсы и минусы, положительное и отрицательное в сталинской модернизации страны.

Участвуя в дискуссии, вы попробуете дать свою оценку реформам 1930-х годов. Не следует претендовать на абсолютную истину, но нужно стремиться приблизиться к ней. Может опыт старших поколений поможет нам решить сегодняшние проблемы.

Дискуссия – это полемика, спор, поэтому мы с вами будем совершенствовать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Итак, на прошлом уроке мы говорили и НЭПе.

    Почему было решено перейти к новой экономической политике?

    В чем ее новизна и сущность?

    Денежная реформа периода НЭПа.

    Что объединяло НЭП с политикой «военного коммунизма»?

    Устанавливался ли НЭП «всерьез и надолго»?

    Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 2).

    В годы НЭПа была выдвинута идея гражданского мира. Что она из себя представляла?

    Атеистическая политика большевиков. Так ли ново было отделение церкви от государства?

    Два проекта объединения советских республик.

    Образование СССР. Первая Советская Конституция.

    Итоги НЭПа (большевики укрепили свою власть, СССР признали на мировой арене).

Производственные итоги НЭПа:

    с 1927г. строительство Турксиба;

    с 1926 г – закладка Сталинградского тракторного завода;

    1927г. Днепрогэс;

    план ГОЭЛРО (государственная комиссия по электрификации России, Кржижановский) дек.1920 г.;

    к концу 20-х гг. электростанции давали в 2 ,5 раза электроэнергии, чем в царское время;

    десятки шахт в Сибири и Донбассе;

    если принять за 100% уровень промышленного производства в 1913 г., то в 1928 г. он составил в СССР –120 %, США –160 %, Германии –104%, Англии-90%.

Мог ли НЭП стать основой и вариантом модернизации?

Что делать?

Бухарин, Рыков, Томский

Сталин

Трансформация Нэпа в рыночную модель, развитие рыночных механизмов, уничтожение «ножниц цен», «правый уклон»

Форсированное строительство социализма в городе и деревне (индустриализация и коллективизация, уничтожение кулачества)

    Почему победу одержала сталинская версия модернизации? Презентация слайд 3

Итак, в 30-е гг. ХХ в. в нашей стране продолжается модернизация, которая проводится государством и представляет собой особенный вариант ускоренной догоняющей модернизации в форме индустриализации и коллективизации.

Работа с терминами:

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ сельского хозяйства в СССР - массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в кон. 1920-х - нач. 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств.

Источники модернизации

Предположите, что могло стать источниками для проведения модернизации?

Индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчёт только на внутренние:

    продажа ценностей государства;

    хлебный экспорт (в условиях, когда страна на карточках);

    займы у населения (1927 г.– 1 млрд. руб., в 1935 г. – 17 млрд.руб.);

    повышение цен на винно-водочную продукцию (к концу 1920-х гг. доход от водки достигал 1 млрд. руб., столько же давала промышленность);

    с/х давало в фонд развития народного хозяйства 33% за первую пятилетку, во второй – 17 %, а промышленность в 1928-1932 гг. – 25%).

Презентация слайд 4

Главный источник - коллективизация с/х.

Презентация слайд 5

Позиция Сталина отражала тенденцию к безоглядному форсированию коллективизации. В основе этой позиции лежало пренебрежение к настроениям крестьянства, игнорирование его неготовности и нежелания отказаться от собственного мелкого хозяйства. Сталин оптимистически уверял, что на основе колхозного строя наша страна через три года станет самой хлебной страной в мире. И, выступая перед аграрниками-марксистами, он призывает насаждать колхозы, ликвидировать кулачество как класс, не пускать кулака в колхоз, сделать раскулачивание составной частью колхозного строительства: «необходимо сломить кулачество, ударить по кулачеству так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги...».

Презентация слайд 6

30 января 1930 г.- Постановление СНК СССР о борьбе с кулацкими хозяйствами, начало массового раскулачивания.

14 марта 1930 г.- Постановление ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве», после которого на короткий срок снизились темпы коллективизации.

Презентация слайды 7,8,9

Вывод: Если подходить к вопросу о раскулачивании с чисто экономических позиций, отбрасывая пока в сторону социальные, юридические, политические, нравственные проблемы, то сразу можно обратить внимание на два момента. Презентация слайд 10, 11

    Раскулачивание означало устранение из деревни элемента хотя и содержащего капиталистический потенциал, но обладавшего навыками культурного хозяйствования. Даже брошенные в отдалённые, суровые, необжитые районы, бывшие спецпереселенцы сумели в удивительно короткие сроки создать коллективные хозяйства, оказавшиеся передовыми. Из их среды вышли талантливые руководители коллективного производства.

    Сумма расходов по выселению и обустройству выселенных кулаков едва ли покрывалась конфискованным у них имуществом.

Презентация слайд 12 Кулаки – 3-4%,
процент раскулаченных – 15-20%

Почему?

Презентация слайд 13, 14

Вы думаете, это так давно и далеко было? Нет, это 30-е гг. XX в. Ещё не прошло ста лет. Вы – потомки этих людей. А теперь, давайте послушаем тех ребят, которые подготовили страничку «История моей семьи» (сообщения уч-ся).

Презентация слайд 15

Бездумная гонка темпов коллективизации, как уже говорилось, везде приводила к тяжёлым последствиям. В 1932-1933гг. пришел голод. На карте районы голодомора: Украина, Поволжье, Казахстан. Факты массового голода были скрыты от мировой и советской общественности, а сообщения о нём, появившиеся в зарубежной печати, опровергались. Предание гласности информации о голоде расценивалось сталинским руководством как «подрывная деятельность» и сурово наказывалось.

Презентация слайд 16, 17

Преодоление кризисной ситуации требовало огромных усилий и времени. Восстановление сельскохозяйственного производства началось в 1935 - 1937 гг. Стали увеличиваться урожаи, возобновился рост поголовья скота, улучшилась оплата труда. Сказывались результаты и технического перевооружения сельского хозяйства. В 1937 г. система машинно-тракторных станций (МТС) обслуживала 0,9 колхозов. Однако прирост производства за эти три года не покрыл потерь первых двух лет.

Итоги коллективизации – база и источник индустриализации.

Презентация слайд 18

На XIV съезде, в декабре 1925 года был взят курс на “социалистическую индустриализацию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. Сталин и его сторонники сформулировали конечную цель индустриализации - превратить СССР из страны, ввозящую машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование; «Догнать и перегнать Америку».

Презентация слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26

За годы первых пятилеток была создана мощная индустриальная база страны в Западной Сибири и на ДВ, открыты и освоены нефтяные месторождения в Татарии и Сибири, появились новые отрасли промышленности - автомобильная, станкостроение, тракторная, автомобильная, авиационная, сельскохозяйственного машиностроения, химическая. К концу 30-х гг. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции и обходиться без импорта товаров.

Презентация слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32

Но какой ценой?

Презентация слайд 33, 34

    А что вы знаете о передовиках первых пятилеток? Презентация слайд 35, 36, 37 (Беломорканал)

Презентация слайд 38, 39 Третье направление сталинской модернизации -

Культурная революция:

    Идеологизация культуры, неприятие культурного развития предшествовавшего, дореволюционного этапа: разрушение храмов, памятников, высылка из страны инакомыслящих (философский пароход 1922г.), насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.

Основные мероприятия:

    1919г. - Совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном или русском языке;

    1921г. – образование Государственного ученого совета;

    1923г – было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (М.И.Калинин);

    30 г. – всеобщее начальное образование (вводились 4-летнее начальное образование, обязательное 7-летнее образование).

Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 40).

Обобщающее слово учителя.

Презентация слайд 41

В ходе урока мы с Вами рассмотрели основные итоги сталинской модернизации страны. Индустриализация, коллективизация, культурная революция способствовали росту производительных сил страны. СССР тогда сделал экономический рывок это очевидно. Вопрос о цене этого рывка еще долгое время будет предметом споров. Политические репрессии также еще будут предметом политических баталий. Думается, что нынешнее поколение постепенно переосмыслит опыт старших поколений

и сделает соответствующие выводы.

Подобная модернизация, проведённая таким способом, была возможна только при одном условии, каком?

Тоталитаризм. Эта тема нашего следующего урока.

Презентация слайд 42

Просмотр содержимого презентации
«презентация»



  • Карикатура посвящена событиям 1920-х гг.
  • Карикатура посвящена событиям борьбы И.В. Сталина с троцкистской оппозицией.
  • Автор поддерживает нэп.
  • Политический деятель, изображенный на карикатуре, занимал пост Председателя СНК СССР.
  • Политический деятель, изображенный на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н.С. Хрущева в 1964 г.

  • Проблема совместимости нэпа и коммунистической идеологии.
  • Возможность «мелкобуржуазного перерождения» Советской власти.
  • Проблемы реконструкции крупной промышленности.
  • Рост безработицы.
  • Выдвижение лозунга (1926 г.) – «Догнать и перегнать капиталистический мир».

Источники

финансирования

Доходы легкой промышленности

и сельского хозяйства

Доходы от внешней торговли

Использование принудительного труда ГУЛАГа (Главное Управление лагерей)

Вывоз нефти, золота, леса, распродажа сокровищ музеев и храмов

Введение карточной системы и подписка на государственные займы ( привели к уменьшению зарплаты вдвое)


Коллективизация -политика насильственного преобразования сельского хозяйства в СССР в конце 20-30 годов на основе раскулачивания и насаждения колхозов, огосударствления значительной части крестьянской собственности

Цели коллективизации

Огосударствление сельскохозяйственного производства

Получение средств на

индустриализацию

Централизованное управление сельским

хозяйством

«Ликвидация кулачества

как класс»



СССР к 1929 году : (крестьянский вопрос)

Население около 160 млн. чел.

80% - крестьянство - 26 млн. хоз-в.

- 8.5 млн. бедняцких хоз-в.

- 15 млн. середняцких хоз–в.

Свыше 1 млн. кулацких хоз–в.


Агитация в печати и устно

Раскулачивание: конфискация имущества, построек, средств производства в пользу колхозов .

Средства и методы коллективизации

Выселение кулачества из родных мест.

Создание

м ашинно- т ракторных с танций




Меры борьбы с кулачеством

Высылать в

Высылать

за пределы

отдаленные

колхоза на

местности

новые

СССР.

земли.

Отправлять

в концлагеря






Ради чего жертвы?

Вся посевная площадь млн. га

Валовой сбор зерновых млн. тонн

Урожайность, ц 1 га

Производство мяса млн. тонн

Рост(+), снижение(-)

Производство молока млн. тонн


Последствия

Отвлечение огромных средств от развития с/х производства

Созданы условия для индустриального скачка

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов в с/х.

Обретена независимость от импорта важных с/х культур

Массовый «уход» крестьян из деревни, дефицит рабочей силы

Дополнительные рабочие руки в город

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

Повысился уровень механизации с/х труда


В декабре 1925 г. состоялся XIV съезд правящей партии, который сформулировал главную задачу индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящее социализм.

XIV съезд ВКП(б)


  • Технико-экономическая отсталость СССР. Зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования, это приводило к ослаблению обороноспособности страны. Сложная международная обстановка.
  • Технико-экономическая отсталость СССР.
  • Зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования, это приводило к ослаблению обороноспособности страны.
  • Сложная международная обстановка.

  • Преодоление технико-экономической отсталости;
  • достижение экономической независимости;
  • создание мощной тяжелой и оборонной промышленности;
  • формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации.

Социализм предусматривал

планирование экономики.

Пятилетка – пятилетний план

социально-экономического и политического

развития СССР, утверждаемый съездами

Советов, позднее съездами партии.

Первая пятилетка -

1928-1932

Вторая пятилетка -

1933-1937


Первый пятилетний план 1929 -1932 гг.

2 плана:

отправной (при неблагоприятных условиях)

и оптимальный (при max благоприятных условиях)

  • Через два года был увеличен.
  • Создание 1235 (1500) предприятий.
  • Лозунг – «Техника решает всё!»

Документ

В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил:

«Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

  • Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности?
  • Оцените характер его аргументов.
  • Какие соображения лежали в их основе - экономической или политической целесообразности?

В конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении I пятилетки за 4 года и 3 месяца.




Итоги первой пятилетки

  • Магнитогорский, Кузнецкий и Запорожский металлургический комбинаты
  • Сталинградский тракторный завод
  • Московский и Горьковский автозаводы
  • Уралмаш
  • 12,5 млн. новых рабочих, в т.ч. из деревни 8 млн. чел.
  • Социалистическое соревнование с 1929 г. 65% рабочих
  • Ударные бригады – 26% рабочих
  • Изотовское движение (обучение новых рабочих на производстве)
  • Героический труд, энтузиазм (Стахановское движение)

  • СССР - индустриально-аграрная страна
  • Созданы новые отрасли промышленности
  • Достигнута экономическая независимость страны
  • Создан мощный военно-промышленный комплекс
  • Ликвидирована безработица





Стахановское

движение

А. Стаханов.

в шахте

Стахановцы:

М. Мазай, Н. Изотов,

П.Кривонос,

А.Бусыгин,

П.Ангелина,

Е.Виноградова.


Шахтёр – Изотов Никита Алексеевич

Сталинградский тракторный завод


Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря 1931 – 1933 гг.


Построен силами заключенных ГУЛАГа.

227 километров.


Беломорканал

  • Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло

в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших),

в 1932 году - 2010 человек (2,03 %),

в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране

и аврала перед завершением стройки.

  • После окончания строительства 4 августа 1933 года

освобождены – 12 484 заключённых,

сокращены сроки – для 59 516 заключённых.

  • За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ - Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л.И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель.
  • После окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.

  • Стремление приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения, борьба с неграмотностью: создание ликбезов, изб – читален.
  • Идеологизация культуры, неприятие культурного развития предшествовавшего, дореволюционного этапа: разрушение храмов, памятников, высылка из страны инакомыслящих (философский пароход 1922г.) насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.

Основные мероприятия:

  • 1918г. - Декларация о единой трудовой школе;
  • В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке.

1921г. – образование Государственного ученого совета;

  • 1923г – было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (М.И.Калинин)
  • 30 г. –всеобщее начальное образование (вводились 4 летнее начальное образование, обязательное 7 летнее образование)

  • Плакат относится к советскому периоду истории.
  • Автором лозунга, написанного на плакате, был Н.С. Хрущев.
  • Плакат вывешивался в земских учреждениях.
  • Плакат относится к XIX в.
  • Плакат связан с понятием «культурная революция».


Домашнее задание


Изучая историю нашей страны, нельзя хотя бы кратко не коснуться очень важных этапов ее развития - индустриализации и коллективизации. Эти процессы вывели СССР на новый уровень экономики. Однако и политологами и экономистами оцениваются они не однозначно.

Индустриализация


Под этим термином понимается ускоренный социально-экономический переход от традиционной к индустриальной ступени развития, со значительным увеличением доли промышленности в экономике. Процесс перехода базируется на новых научных знаниях и технологиях.
С точки зрения экономической науки цель индустриализации - опережающее развитие тяжелой промышленности и перерабатывающих отраслей экономики в сравнении с сельским хозяйством и добычей ресурсов. Этому процессу присущ глобальный мировой характер. Великобритания первой осуществила в полной мере промышленную революцию в середине 19 века.

Индустриализация в СССР


Ставилась цель превратить Советский Союз из земледельческого государства в развитую индустриальную державу, не уступающую ведущим странам капитализма. Ускоренное наращивание промышленных мощностей началось в мае 1929 года . Основу индустриализации составляли пятилетние планы развития хозяйства.

К началу войны тяжелая промышленность увеличила объемы производства в 4 раза. Теперь советское государство стало экономически независимым и обороноспособным.

План ГОЭЛРО


Специальной комиссией, возглавляемой ученым-энергетиком Г. М. Кржижановским, к концу 1920 года разработан перспективный (на 10-15 лет) проект электрификации России.

Согласно этому документу, намечалось построить 30 электростанций в восьми основных районах европейской части страны, Урала, Сибири, Кавказа и Туркестана. Одновременно развивалась транспортная сеть: сооружался Волго-Донской судоходный канал, реконструировались старые и прокладывались новые железнодорожные магистрали.

Благодаря осуществлению плана ГОЭЛРО, производство электрической энергии к 1932 году возросло в 7 раз. Таким образом, стали возможны заданные темпы развития промышленности в СССР.

Особенности экономического развития СССР


Проводимая руководством страны индустриализация характеризовалась следующими специфическими чертами:
Вложения инвестиций осуществлялось в металлургическую отрасль, машиностроение и строительство производственных объектов.
Средства из аграрного сектора перекачивались в промышленность с помощью, так называемых, «ножниц цен», когда промышленные товары оказались значительно дороже сельскохозяйственной продукции.
Государство осуществляло жесткую централизацию средств и ресурсов для проведения избранной экономической политики.
Создана новая (социалистическая) форма собственности в виде государственной кооперативно-колхозной.
Процесс индустриализации основывался на пятилетних планах, разрабатываемых специальным государственным органом - Госпланом СССР.
Использовались исключительно собственные ресурсы без привлечения частного капитала.

Коллективизация


Эта политика, проводимая государством в 1928-1937 годах, имела целью объединить хозяйства крестьян-единоличников в коллективные (колхозы и совхозы). Только таким способом можно было обеспечить всем необходимым процесс индустриализации:
из общественного производства было проще изъять сельхозпродукцию;
упрощался переход работоспособного населения из аграрного в промышленный сектор.

В 1927 году XV съезд партии утвердил решение об обобществлении крестьянской собственности . Западные республики включились в процесс уже после их присоединения к СССР. Позже они вернулись к частной собственности на землю.

Сплошная коллективизация (основной этап) проходила в 1929-1930 годах. При ее проведении во главу угла были положены административно-командные методы.

Крестьянство не было готово к новой системе хозяйствования. Например, создаваемые крупные животноводческие комплексы не имели ферм, запасов корма, отсутствовали квалифицированные специалисты - животноводы, зоотехники, ветеринары.

Политика насильственного изъятия практически всего выращенного урожая, уничтожение частных подворий, массовые аресты вызвали повсеместно мятежи в деревнях и селах. В 1929 году пленумом ЦК партии принято решение о, так называемых, «двадцатипятитысячниках» - рабочих промышленных предприятий, направляемых для постоянной работы в колхозах.

Управление было чрезмерно централизовано, на местах практически отсутствовали опытные руководители, оплата труда в колхозах была низкой, неумелые управленцы занимались только борьбой за «перевыполнение плана». Итогом двух лет коллективизации стала массовая гибель скота и отсутствие посевного зерна в хозяйствах.

Голод тридцатых годов


Неурожай 1931 года никак не отразился на нормах изъятия сельхозпродукции, планы по поставкам зерна государству и на экспорт не были скорректированы. Возникла сложная ситуация с продуктами, что вызвало голод в восточных областях страны.

Из-за вымерзания озимых виды на урожай 1932 года были сомнительны. К тому же у колхозов отсутствовал посевной материал, поскольку запасы зерна были сданы для выполнения плана хлебозаготовок. Рабочего скота для посевной кампании также не оказалось в необходимом количестве - он пал от бескормицы либо из-за истощения был непригоден к работе.

Последующее снижение поставок зерна на экспорт и планов по хлебозаготовкам и сдаче скота уже не могло спасти ситуацию. Неурожай 1932 года, нарушение основных принципов агротехники, огромные потери при уборке выращенного зерна вызвали голод в 1932-1933 годах.

Партия большевиков, пытаясь вывести страну из кризиса, была вынуждена изменить политику руководства аграрным сектором, реорганизовать систему закупок сельскохозяйственной продукции и ее распределения. В результате осенью 1933 года был собран неплохой урожай.

Ликвидация кулачества


На этапе сплошной коллективизации партийное руководство посчитало зажиточную прослойку на селе - кулаков - главным препятствием к обобществлению индивидуальных крестьянских хозяйств.

Началось массовое выселение в отдаленные районы СССР раскулаченных крестьян и их семей. Высылке подверглось около 2 миллионов человек. Такая же мера применялась к середнякам и беднякам, которые не захотели вступать в коллективные хозяйства.
Переселенцы массово умирали - они не снабжались продуктами и сельскохозяйственным инвентарем для ведения хозяйства в нарушение инструкций. А новые места оказывались непригодными для земледельческого использования. По некоторым данным около 10 миллионов человек погибло за период коллективизации.

С конца прошлого века не утихают споры о результатах двух важнейших этапов в экономической и социальной жизни СССР. Однако не отрицается, что бывшие советские государства строят свою экономику на созданной в советское время индустриальной базе. Некоторые политологи называют геноцидом советского народа политику, проводимую в период коллективизации. Вопрос этот также остается дискуссионным.

Сталинская модернизация – комплекс мероприятий, проведенный в СССР в 1930-1940-е гг. с целью преодоления общей отсталости страны от Запада, подготовки к войне и построения социализма. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация .

Индустриализация

Цели индустриализации:

  1. Достижение экономической независимости.
  2. Создание мощного ВПК.
  3. Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.

Основными источниками средств для инд-ии были с/х и легкая промышленность, эксплуатация труда заключенных ГУЛАГА, а также использование массового энтузиазма населения.

1928-1932 гг. – I пятилетка . во время I пятилетки был построен целый ряд предприятий (Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Россельмаш и т.д. – всего около 1500) и заметно увеличены объемы производства.

В годы первой и второй пятилеток (1933-1937 гг. – единственная пятилетка, полностью выполнившая план) создаются угольно-металлургическая база на востоке (Магнитогорск – Кузнецк), нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск – Ленинск), появляются новые отрасли промышленности, которых не было в дореволюционной России.

Значение индустриализации:

  1. По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США.
  2. По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности.
  3. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой ВПК, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Именно экономическое превосходство СССР над противником стало одной из причин нашей победы в Великой Отечественной войне.
  4. Форсированная индустриализация была проведена ценой деградации ряда отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора.

Коллективизация

Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г.В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Ликвидация кулацких хозяйств проводилась, во-первых, с целью передачи их имущества в колхозы, во-вторых, для уничтожения в деревне политической оппозиции Советской власти и, в-третьих, для подавления крестьянского недовольства. Можно утверждать, что раскулачивание было не экономическим, а, прежде всего, политическим процессом.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису. 2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована его статья « Головокружение от успехов ». Всю вину за создавшееся положение Сталин возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Начался второй, более мягкий, чем первый, этап коллективизации. Однако уже к 1932 г. «сплошная» коллективизация возобновилась.

Значение коллективизации:

1)Происходит сокращение поголовья скота и посевных площадей. Это привело к невиданному голоду.

3)Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализации.