Главная · Проблемы · Как платить страховые взносы при реорганизации. Фонд под защитой Страховые взносы после преобразования: начинаем все сначала

Как платить страховые взносы при реорганизации. Фонд под защитой Страховые взносы после преобразования: начинаем все сначала

О РЕОРГАНИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" в целях повышения эффективности управления средствами государственного социального страхования с учетом мнения правления Фонда социального страхования Российской Федерации (решение от 22 апреля 2003 г. N 17/3) приказываю:

1. Реорганизовать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу путем присоединения к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Считать Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации правопреемником Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

3. Исполняющему обязанности управляющего Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации А.В. Мунгалову и управляющему Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Г.Д. Хусхаеву:

3.1. Подготовить и в недельный срок утвердить план согласованных действий по проведению мероприятий, предусмотренных настоящим Приказом. Обеспечить выполнение этого плана.

3.2. Создать комиссию для проведения работы по реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

3.3. Провести инвентаризацию имущества, денежных средств и расчетов Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и составить передаточный акт.

3.5. Обеспечить в период проведения мероприятий, предусмотренных настоящим Приказом, бесперебойное и стабильное функционирование государственного социального страхования, особое внимание обратив на своевременную выплату установленных законодательством пособий, финансирование санаторно-курортного лечения работников и оздоровления детей, выплат страхового обеспечения пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, оплату путевок для отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, оплату услуг по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

3.6. Обеспечить организацию и контроль за проведением комплекса мероприятий, связанных с реорганизацией Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, в соответствии с настоящим Приказом.

3.7. Обеспечить внесение соответствующих реорганизации изменений в базу данных ЕИИС "Соцстрах" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

4. Управляющему Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Г.Д. Хусхаеву:

4.1. Направить в адрес страхователей информацию о реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

4.2. Уведомить кредиторов Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о проведении его реорганизации.

4.3. В установленные законодательством сроки предупредить работников Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о предстоящей реорганизации.

5. Исполняющему обязанности управляющего Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации А.В. Мунгалову:

5.1. Создать на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа филиал Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

5.2. В срок до 1 января 2008 года переоформить в соответствии с действующим порядком текущий и транзитный счета Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.3. Представить в Фонд социального страхования Российской Федерации документ, подтверждающий факт уничтожения печатей, штампов и бланков Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.4. Представить в Фонд социального страхования Российской Федерации свидетельство Федеральной налоговой службы России о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.5. В срок до 30 октября 2007 года представить в Фонд социального страхования Российской Федерации предложения по изменению структуры и штатной численности регионального отделения в связи с мероприятиями, проводимыми в соответствии с настоящим Приказом.

5.6. После завершения реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу представить предложения по внесению изменений и дополнений в Положение о Государственном учреждении - Иркутском региональном отделении Фонда.

5.7. Обеспечить осуществление размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ) и Приказом Фонда от 17.09.2007 N 219.

1. Во исполнение требований Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее - Закон № 1105) завершена реорганизация путем слияния Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности и с 1 августа 2017 года Фонд социального страхования Украины в полной мере начал исполнение всех задач и функций, определенных законом.

Исполнительная дирекция Фонда и комиссии по прекращению Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности подписали передаточные акты, что означает завершение процедуры вступления Фондом социального страхования Украины правопреемства в полном объеме.

Фондом в полном объеме выполняются все функции и задачи, предусмотренные Законом, в частности, предоставление материального обеспечения, страховых выплат и социальных услуг, профилактика несчастных случаев, осуществление проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам, контроля за использованием работодателями и застрахованными лицами средств Фонда и тому подобное.

Застрахованные лица не почувствовали никаких проблем со своевременностью выплат и получением причитающихся им медицинских и социальных услуг. Это свидетельствует, что реформа состоялась и государство в лице Фонда социального страхования Украины гарантирует застрахованным лицам надежную социальную защиту.

Информацию об адресах и телефонах рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в областях и г. Киеве можно найти на веб-сайте Фонда в разделе «О Фонде - Региональные управления».

Принятые постановления Фонда размещены на веб-сайте Фонда в разделе «Нормативно-правовая база - Постановления правления Фонда».

2. В соответствии с пунктом 9 раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» нормативно-правовые и распорядительные акты Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности действуют до утверждения соответствующих решений Фондом.

Учитывая указанное, страхователи подают в Фонд социального страхования Украины Отчет по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 18.01.2011 г. № 4 «Об утверждении Порядка формирования и представления страхователями отчетности по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (далее - Порядок № 4) , и Отчет относительно уплаты задолженности по уплате страховых средств в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 30.11.2010 г. № 31 «О порядке взимания и учета задолженности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины» (далее - Постановление № 31).

Для приведения нормативных актов Фонда в соответствие с требованиями действующего законодательства исполнительной дирекцией Фонда осуществляется разработка единой формы отчетности страхователей по средствам Фонда, внедрение которой позволит уменьшить нагрузку на работодателей, в частности, путем уменьшения круга лиц, подающих отчетность в Фонд, и возможность ее представления страхователями в электронном виде.

Что касается Порядка финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.12.2010 г. № 26, то он будет приведен в соответствие с Законом № 1105 в связи с образованием Фонда социального страхования Украины и принят правлением Фонда после согласования с Государственной регуляторной службой Украины.

3. На сегодня порядок работы комиссий по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации регулируется Положением о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25 .

Сейчас разрабатывается новое Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, что имеет целью приведения в соответствие с нормами действующего законодательства порядка работы комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию.

Обновленное Положение сохранит большинство норм, регулирующих работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию на предприятии, в учреждении, организации, которые предусмотрены на сегодняшний день. Также в Положении будут учтены изменения наименования страховщика на Фонд социального страхования Украины и его рабочих органов.

Следует отметить, что согласно части 7 статьи 6 Закона № 1105 предусмотрено, что решения правления Фонда в соответствии с законом являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». В связи с тем, что Положение является регуляторным актом, изменения в него будут рассматриваться правлением Фонда после согласования с Государственной регуляторной службой Украины.

4. До принятия правлением Фонда решения об утверждении порядка и формы представления отчетности по средствам Фонда, страхователи или их уполномоченные лица обязаны подавать в отделения управлений исполнительной дирекции Фонда в областях и городе Киеве по их местонахождению или месту жительства отчетность по формам, утвержденным Порядком № 4 и Постановлением № 31.

Отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП составляется страхователем нарастающим итогом с начала года.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 4 отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП не подается страхователем в случае:

Отсутствия у страхователя обязательства перед Фондом по субсчетам, на которых ведется учет расчетов с Фондом на начало отчетного квартала и оборотов по субсчетам в отчетном квартале;

Наличия обязательства Фонда перед страхователем на начало года и отсутствия оборотов по субсчетам, на которых ведется учет расчетов с Фондом в отчетном квартале.

Отчет по форме, утвержденной Постановлением № 31, подается страхователями, которые имеют задолженность по уплате страховых взносов по государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, до полного погашения задолженности.

Сроки представления страхователями вышеупомянутых отчетов за 9 месяцев 2017 года – не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, то есть не позднее 20 октября 2017 года.

Директор Е. Баженков

Вопрос

Реорганизация путем присоединения произойдет в середине месяца (например 17 августа). Нужно ли сдавать отдельно все отчеты присоединяемой компании до момента присоединения и общие расчеты уже от новой компании с 18 августа по 31 декабря? Как разделить, например, больничные листы? Необходимо ли делать регресс расчетов до 17 августа для присоединяемой компании?

Ответ

Налоговая отчетность и отчетность в ФСС реорганизованной организации может быть представлена самой реорганизуемой организацией (до момента окончания реорганизации, т.е. до 17 августа) или правопреемником реорганизованной организации (после окончания реорганизации, т.е. после 17 августа).

Отчетность в ПФ представляется реорганизуемой организацией до момента окончания ее реорганизации.

Законодательство не требует переоформления больничных листов и отпусков сотрудников реорганизованной компании.

Правопреемник реорганизованной компании рассчитывается по обязательствам реорганизованной компании в общем порядке.

Обоснование

При прекращении организации путем реорганизации последним налоговым периодом для такой организации (если налоговым периодом по налогу не является квартал) является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Пунктом 5 ст. 230 НК РФ установлено, что в случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей по представлению форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, такие формы подлежат представлению правопреемником в налоговый орган по месту своего учета.

На обязанность правопреемника подать отчетность по присоединенному юридическому лицу в случае, если реорганизованная компания не представила соответствующую отчетность до момента окончания реорганизации, указывают контролирующие органы:

В части расчета по страховым взносам (Письмо ФНС от 23.06.2017 N БС-4-11/12088);

В части декларации по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54);

В части декларации по НДС (Письмо ФНС РФ от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@).

О правомерности представления отчетности по налогу на имущество правопреемником реорганизованной компании говорится в п. 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@).

О правомерности представления формы 4-ФСС правопреемником реорганизованной компании говорит текст строки по коду 1.1 таблицы 2 формы 4-ФСС (утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381).

В п. 1 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет ПФ РФ следующие сведения о работающих у него застрахованных лицах при реорганизации юридического лица:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные выше, наименование выдавшего их органа;

8) гражданство.

Указанные сведения представляются не позднее дня представления в ИФНС документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (абз. 5 п. 2 ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ).

При реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.3 настоящей статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в т.ч. СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ), в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в ИФНС документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в ИФНС документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

Таким образом, налоговая отчетность и отчетность в ФСС реорганизованной организации может быть представлена самой реорганизуемой организацией (до момента окончания реорганизации, т.е. до 17 августа) или правопреемником реорганизованной организации (после окончания реорганизации, т.е. после 17 августа).

Отчетность в ПФ представляется реорганизуемой организацией в указанные выше сроки.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 3 ст. 58 ГК РФ). Соответственно, не требуется переоформления больничных листов и отпусков сотрудников реорганизованной компании. Правопреемник реорганизованной компании рассчитывается по обязательствам реорганизованной компании в общем порядке.

Немало сложностей у бухгалтеров вызывают вопросы, касающиеся взаимоотношений с внебюджетными фондами, которые нужно решить при преобразовании ЗАО в ООО. И не всегда рекомендуемый фондами путь является выгодным для организации. Наши ответы помогут определиться, как поступить.

Страховые взносы после преобразования: начинаем все сначала?

Можно ли продолжать считать базу по взносам нарастающим итогом с начала года после того, как наше ЗАО стало ООО? Ведь новые договоры с работниками нам заключать не нужно. Так что, на наш взгляд, все должно оставаться по-старому. Иначе будет несправедливо: только из-за смены формы общества получится, что нам придется платить страховые взносы в ПФР и ФСС по полной и заново накапливать на каждого работника сумму выплат для достижения их предельной величины.
И как нам отчитываться по взносам за полугодие, если реорганизация была в апреле?

: К сожалению, все не так просто. После преобразования фонды присвоят вам новый регистрационный номе рподп. 1 п. 15 , п. 17 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 07.12.2009 № 959н ; пп. 5 , 9 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п .

База по страховым взносам рассчитывается нарастающим итогом с начала года, но, по мнению проверяющих, только в рамках одного страхователя - одного юридического лица.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

“ После преобразования ЗАО создается новая организация - ООО. У нового общества - новый ИНН. Новая организация не могла производить выплаты работникам ранее даты своего создания. Поэтому для целей расчета страховых взносов в общую сумму выплат работникам включаются только те, которые начислены после создания ООО.

При таком подходе права работников на пенсионное обеспечение не нарушаются, даже наоборот, с их выплат может быть сделано больше отчислений в ПФР. Ведь выплаты работникам после реорганизации в большинстве случаев будут облагаться по основному тарифу - без регрессии, даже если она применялась в текущем году при расчете взносов в ЗАО.

До реорганизации ЗАО должно представить в фонды отчетность по взносам за последний отчетный период. В ней будут отражены выплаты работникам до реорганизации.

А новое ООО в отчетности по страховым взносам указывает выплаты работникам, начисленные начиная с даты своего создани я” .

Принимая во внимание позицию проверяющих, выплаты от ЗАО новое ООО не может учитывать при расчете предельной величины для начисления страховых взносо вПисьма Минтруда от 19.05.2015 № 17-3/В-249 , от 05.09.2014 № 17-3/10/В-5634 ; Минздравсоцразвития от 28.05.2010 № 1375-19 . Это может увеличить общую сумму взносов, начисляемых с выплат работникам за год, в котором произошло преобразование ЗАО в ООО.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Однако в судах некоторым компаниям удается доказать, что созданная при преобразовании организация (в нашем случае - ООО) может учесть выплаты работникам от старой организации (ЗАО) при расчете предельной базы по страховым взносам и может сдавать «общую» пенсионную отчетност ьПостановления 10 ААС от 09.02.2015 № 10АП-15834/2014 ; 9 ААС от 27.10.2014 № 09АП-40944/2014 ; 19 ААС от 16.07.2014 № А64-234/2014 ; 18 ААС от 23.04.2014 № 18АП-3545/2014 ; АС МО от 04.02.2015 № Ф05-16761/2014 ; АС ЦО от 09.10.2014 № А64-234/2014 ; ФАС ВСО от 19.11.2013 № А19-2568/2013 ; ФАС МО от 28.05.2014 № Ф05-4753/14 , от 29.10.2013 № А40-15112/13 ; ФАС ВВО от 18.09.2013 № А29-10808/2012 , от 25.06.2013 № А43-22087/2012 ; ФАС ЗСО от 29.03.2013 № А75-5144/2012 . Суды считают, что для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер отношений между плательщиком и работником. А при преобразовании они не прекращаются.

Поэтому если ваше руководство хочет сэкономить на взносах и не боится судебных разбирательств, то можете считать выплаты работникам нарастающим итогом с начала года с учетом сумм, начисленных им ЗАО.

Аналогичная ситуация и с отчетностью: проверяющие требуют, чтобы «заключительную» отчетность сдала реорганизуемая компания еще до реорганизации, ссылаясь на правила, установленные для ликвидируемых компани йп. 15 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) . И если этого не было сделано, фонды штрафуют ООО. Однако Закон № 212-ФЗ прямо предусматривает, что «в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются правопреемнико м»п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ . Кроме того, в Законе № 212-ФЗ не предусмотрено изменение сроков представления отчетности в отношении организаций-правопреемников за период деятельности их правопредшественников (за период с 1 января текущего года до реорганизации). Поэтому если ООО подало отчетность с учетом операций ЗАО с начала года, то суды признают, что требования Закона № 212-ФЗ не нарушены, и снимают штрафы, ведь ООО отчиталось за ЗАО (пусть и в «общей» отчетност и)Постановления 9 ААС от 14.04.2015 № 09АП-6739/2015 , от 20.04.2015 № 09АП-11009/2015 .

Иногда в отделениях фондов в последнее время не присваивают ООО, преобразованным из ЗАО, новые номера страхователей. Тем самым инспекторы нарушают утвержденный порядок. Однако в таком случае фонд может принять от ООО «общую» отчетность и не будет никаких проблем с ее отражением в программе. Также ООО, которому посчастливилось встать на место старого страхователя - ЗАО с тем же регистрационным номером, может автоматически считать базу по взносам нарастающим итогом с начала года.

Финансирование медосмотров за счет ФСС после преобразования

Наталья, бухгалтер, г. Лобня

ЗАО получило от Фонда социального страхования решение о финансовом обеспечении в 2015 г. расходов на медосмотр за счет взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Объем направляемых средств не превышает 20% сумм страховых взносов, начисленных ЗАО за предшествующий календарный годп. 2 , подп. «е» п. 3 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н .
В мае 2015 г. ЗАО преобразовалось в ООО. Может ли ООО продолжать финансировать проводимые медосмотры работников за счет указанных взносов, основываясь на решении, выданном Фондом соцстраха на имя ЗАО?

: При преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица (ЗАО) в отношении других лиц не изменяютс яп. 5 ст. 58 ГК РФ . При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу (ООО) переходят права и обязанности реорганизованного ЗАО. При этом происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят, в частности, права, связанные с уплатой страховых взносов. Кроме того, поскольку в результате преобразования меняется не наниматель, а лишь его организационно-правовая форма, трудовые отношения между работниками и реорганизуемой компанией сохраняютс яст. 75 ТК РФ .

Именно поэтому при расчете суммы финансового обеспечения предупредительных мер на 2015 г. для страхователя, являющегося правопреемником реорганизованного, региональное отделение Фонда вправе учитывать сумму страховых взносов, начисленную в предшествующем году страхователем, который был реорганизован. А ООО может направлять средства (в пределах 20% сумм страховых взносов, начисленных ЗАО за предшествующий год) на финансирование запланированных мероприятий.

Арбитражные суды также признают универсальное правопреемство в случае реорганизации компании, заявлявшей о финансировании предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани йПостановления 17 ААС от 09.04.2014 № 17АП-2782/2014-АК , от 13.03.2014 № 17АП-1400/2014-АК .

Следуя этой логике, ООО, являющееся правопреемником реорганизованного ЗАО, сможет продолжать финансировать медосмотры за счет средств ФСС в соответствии с решением Фонда, выданным на имя ЗАО.

Переплату ЗАО по страховым взносам ООО может вернуть

Яна, бухгалтер, г. Санкт-Петербург

ООО создано путем преобразования ЗАО. Во внебюджетных фондах у ЗАО числится переплата по страховым взносам. У ООО - новые номера страхователя в фондах. Означает ли это, что старая переплата для нас пропала, или мы можем зачесть эти деньги в счет текущих платежей ООО по взносам либо вернуть?

: Несмотря на то что ООО - новое юридическое лицо и ему присвоен новый номер страхователя в отделении внебюджетного фонда, оно является правопреемником ЗАО и должно уплачивать долги по страховым взноса мп. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ . Исходя из этой логики, и на переплату ЗАО по взносам ООО должно иметь права в качестве правопреемника. Это нам подтвердили в Минтруде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ На мой взгляд, ООО, созданное в результате преобразования ЗАО, как правопреемни кп. 5 ст. 58 ГК РФ ; п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ , может вернуть суммы, переплаченные ранее во внебюджетные фонды ЗАО. Поскольку к ООО переходят все имущественные права и обязанности, то излишне уплаченные ЗАО средства, в том числе в виде страховых взносов, являются собственностью ООО и оно вправе их вернуть и даже потом при необходимости зачесть в счет будущих своих платежей. Лишь база по начислению страховых взносов предыдущего страхователя не является объектом такой передачи, и ООО не может использовать ее при определении тарифов взносов по регрессивной шкал е” .

Минтруд России

Как видим, даже такая довольно простая форма реорганизации, как преобразование, вызывает у бухгалтеров массу вопросов. И решить их лучше заранее - чтобы не было сюрпризов, когда ЗАО уже перестанет существовать и от его имени уже не получится ни сдать требуемую отчетность, ни сделать что-либо иное.

Что, если повышение пенсионного возраста – только первый шаг к масштабной реформе социальной сферы? Нельзя исключать, что вслед за этим правительство и Госдума займутся преобразованиями в медицинской сфере и соцстрахе.

Вице-премьер Татьяна Голикова уже предложила объединить в одну структуру Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Бюджет этого объединённого фонда превысит в таком случае 10 трлн рублей, при этом с большой долей вероятности он может стать не зависимым от государства.

Реформа системы обязательного медицинского страхования назрела давно. Чего стоит одна из последних отраслевых новостей: главу территориального ФОМС Дагестана Магомеда Сулейманова подозревают в мошенничестве на 210 млн рублей. Следствие считает, что руководитель фонда создал преступную группу из врачей и работников страховых компаний. Медики подделывали документы, а страховщики через ФОМС переводили им деньги за лечение «мёртвых душ». Мёртвых – в прямом смысле слова: в ряде случаев дагестанские врачи получали деньги за лечение пациентов, которые уже скончались. Хотя шокирует в этой новости только сумма похищенного, да и она теряется на фоне многомиллиардного воровства денег на бесплатную медицину в масштабах страны.

В 2017 году страховые компании, которые работают в системе ОМС, проверили примерно 30 млн случаев оказания медицинской помощи. Нарушения были найдены в каждом пятом из них. То есть больше 6 млн случаев лечения пациентов сопровождались нарушениями, половина из которых – те самые приписки, позволяющие больницам получать деньги за неоказанные услуги. Такие цифры были озвучены в начале лета на Международной конференции Всероссийского союза страховщиков в Петербурге.

В организации «Лига защитников пациентов» говорят, что раньше было хуже: в отдельные годы число приписок в некоторых медучреждениях могло достигать 70%.

Реформа назрела, но кто, как и когда будет её проводить? С большой долей вероятности изменения в системе ОМС могут начаться уже этой осенью, после того как Счётная палата завершит анализ деятельности страховщиков. Выводы государственных аудиторов нетрудно предугадать. В 2016 году они объявили, что страховые компании «вынули» из системы обязательного медстрахования более 30 млрд рублей. Более 80% этих денег страховщики потратили на себя, при этом они во многом дублировали функции территориальных фондов ОМС. Нет никаких предпосылок для того, чтобы спустя два года Счётная палата изменила своё мнение о системе, а потому в свежем докладе скорее всего поменяются только цифры. С большой долей вероятности этот документ будет использован бывшей главой СП, а ныне вице-премьером по социалке Татьяной Голиковой для лоббирования собственного проекта социальной реформы.

Все деньги в одну корзину

Вице-премьер Татьяна Голикова последовательно продвигает идею объединения Пенсионного фонда, ФОМС и Фонда социального страхования в единый внебюджетный фонд. Сначала идея была озвучена на Петербургском международном экономическом форуме, а затем те же тезисы прозвучали из уст Голиковой на IX Гайдаровском форуме в Москве. Голикова утверждает, что одной из главных целей создания единого фонда должно стать объединение информационных систем ПФР, ФОМС и ФСС. Единая система, по мнению Голиковой, позволит урезать расходы на информатизацию социалки, а также сократить разросшиеся штаты.

Идея вице-премьера выглядела бы логичной и даже своевременной, если бы не одно «но».

– По опыту большинства аналогичных институтов объединённый фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности, – заявила Татьяна Голикова минувшей зимой на Гайдаровском форуме. По её словам, управление фондом может быть построено на трёхсторонней основе – с участием правительства, профсоюзов и работодателей. Мысль простая: страховые взносы, как и сейчас, будут администрировать налоговики, а правление фонда сможет распоряжаться его доходной частью. Если учесть, что после объединения ПФР, ФОМС и ФСС их совокупный бюджет превысит 10 трлн рублей в год, то «доходная часть» единого фонда будет измеряться сотнями миллиардов рублей. Но что значит «не в государственной, а в публичной собственности»?

По замыслу Голиковой единый фонд должен быть организован в форме публично-правовой компании (ППК). Сегодня в России таких компаний практически нет, а значит, юридические механизмы их функционирования нельзя считать проработанными в полной мере. Закон о публично-правовых компаниях был принят в России в 2016 году. Согласно ему ППК – это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации.

Предполагалось, что в ППК должны были превратиться почти все российские госкорпорации. Но за два года в таком статусе начала работать только одна структура – «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», создание которого сопровождалось чередой скандалов и существование которого теперь находится под вопросом из-за запрета на долевое строительство.

Для чего вице-премьер Голикова предлагает превратить ПФР, ФОМС и ФСС в компанию с малопонятным правовым статусом, которая сможет использовать по своему усмотрению сумму, почти сопоставимую с доходной частью федерального бюджета (16,5 трлн рублей в 2018 году)?

Звенья одной цепи

Заниматься социалкой Татьяна Голикова начала ещё в 2004 году, когда была заместителем у министра финансов Алексея Кудрина. Именно её считают реальным автором закона о монетизации льгот. Замена натуральных льгот мизерными денежными выплатами вызвала массовые протесты пенсионеров по всей стране. Но тогда общественное недовольство было направлено против министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, кресло которого Голикова заняла спустя три года после скандальной реформы. Именно клерк из Минфина инициировала скандальную реформу здравоохранения и пенсионную реформу, которая закончилась повышением пенсионного возраста.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Возглавляя Минздравсоцразвития, Татьяна Голикова получила саркастическое прозвище «мадам Арбидол». Основным производителем препарата, который пропагандировался как лучшая вакцина против гриппа, была близкая к её мужу Виктору Христенко компания «Фармстандарт». Так «совпало», что при министре Голиковой этот препарат был щедро закуплен государством для складов Росрезерва, а «Фармстандарт» превратился в лидера отечественной фармацевтики.

За время работы Татьяны Голиковой в Минздравсоцразвития её антирейтинг вырос до 41%, а рейтинг доверия снизился до 22%. В 2012 году, после того как Дмитрий Медведев сложил с себя полномочия президента, Голикова была отправлена в отставку. Далее в биографии чиновницы была работа в Счётной палате, в 2018 году она вернулась в правительство уже в статусе вице-премьера.

На фоне всего этого возникает мало сомнений в том, что Татьяне Голиковой удастся пролоббировать объединение трёх внебюджетных фондов и превращение этого гиганта в публично-правовую компанию. Равно как и в том, что в основе этой затеи, похоже, лежит желание взять под контроль басно­словные средства. Кстати, кто бы мог возглавить единый фонд, который сможет почти свободно инвестировать деньги? Поиски ответа на этот вопрос не могут обойтись без фигуры бывшего босса Голиковой Алексея Кудрина, сменившего её на посту руководителя Счётной палаты и, вполне вероятно, считающего эту должность недостаточно высокой. Более детально силуэт новой социальной реформы мы увидим в ближайшие месяцы.

Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России:

– Для объединения социальных фондов в настоящее время нет оснований. Во всяком случае, это не вытекает из приоритетных задач, поставленных президентом в майском указе, реализация которого призвана улучшить жизнь россиян в ближайшей перспективе. Каждый вид страхуемого риска должен иметь свой независимый бюджет, который определяет уровень обязательств перед застрахованными лицами. Смешение этих бюджетов не допустимо, как и финансирование одного вида социального риска за счет бюджетов по другим видам социальных рисков. Механическое их объединение может привести к сбоям в работе всей системы. Практика показывает, что ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы наёмным застрахованным работникам. Проводимые в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищённости, что, в свою очередь, приводило к росту социальной напряжённости.