Главная · Проблемы · Денежное обращение наличное и безналичное. Регулирование денежного обращения центральным банком Выпуск денег в обращение

Денежное обращение наличное и безналичное. Регулирование денежного обращения центральным банком Выпуск денег в обращение

Деньги в хозяйственном обороте в условиях рынка существовали и существуют всегда. Новые деньги в оборот поступают из банков, создающих их в результате кредитных операций. Поэтому кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства.

Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» неравнозначные.

Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег. Эмиссия наличных денег также называется эмиссией денег в обращение.

В условиях административно-распределительной экономики оба вида эмиссии осуществлял Государственный банк. Эмиссия безналичных денег осуществлялась на основе кредитных планов путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

В странах с рыночной моделью экономики, когда не существует монополии на эмиссии, действие подобного механизма становится невозможным.

Эмиссионная функция в условиях рыночной экономики разделяется:

1) эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков;

2) эмиссия наличных денег – государственным центральным банком.

При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот – удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов. С помощью этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем в связи с ростом производства или ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

Эмиссию наличных денег производят Центральный банк и его расчетно-кассовые центры. Они открываются в различных регионах страны. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы, В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги.

Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет спрос). Денежное обращение обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него осуществляется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.

Денежное обращение имеет две основные формы: наличную и безналичную.

Наличное денежное обращение это движение наличности, т.е. банкнот от одного владельца к другому.

Налично-денежный оборот - совокупность платежей наличными деньгами в функциях средства обращения и средства платежа в стране за определенный период времени.

Наличное обращение наиболее трудоемкий и наименее защищенный процесс перераспределения благ. В налично-денежном обращении заложены ограничения (по удобству и практичности) для хозяйствующих субъектов. Оно в меньшей степени поддается контролю со стороны государства, поэтому в определенных случаях более желательно для предприятий. Осознавая это, государство устанавливает определенные ограничения на наличный оборот, который касается, в основном предельных сумм расчетов наличными и сроков хранения наличности в кассе предприятия.

Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения.

Наличными деньгами производятся расчеты:

Предприятий, учреждений и организаций с населением;

Расчеты между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках;

Частично расчеты населения с финансово-кредитной системой;

В ограниченных размерах платежи между предприятиями в пределах ограничений, устанавливаемых правительством.

Налично-денежный оборот в России обслуживается банкнотами и металлической разменной монетой. Наличные деньги – кредитные деньги, которые выпускаются в порядке кредитования хозяйства.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

1) все предприятия должны хранить наличные деньги, за исключением установленного лимита, в коммерческих банках;

2) банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий;

3) обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

4) управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

5) организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

6) наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Исключительное право выпуска (эмиссии) денег в обращение принадлежит Центральному банку России, в связи с его основной функцией – эмиссионного центре страны. Основной задачей Центрального банка России является управлением денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы (рубля).

Проведения операций с наличными деньгами предприятиями всех форм собственности, учреждениями и организациями регулируется Положением № 40 «О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным Центральным банком РФ 22 сентября 1993 г.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями в расчетах с населением должен проводиться с применением контрольно-кассовых машин.

Коммерческий банк для кассы предприятия устанавливает лимит остатка наличных денег, который к концу рабочего дня не должен превышаться. Излишки наличной выручки должны сдаваться в банк и приходоваться на расчетный счет предприятия.

Превышения лимита остатков наличных денег в кассах предприятий допускаются в течение, как правило, 3 рабочих дней при выдаче заработной платы. Полученные в банке деньги приходуются в кассу по приходному кассовому ордеру, и делается соответствующая запись в кассовой книге. Выдача наличных денег из кассы предприятия производится по расходным кассовым ордерам или платежным, расчетно-платежным ведомостям, заявлением на выдачу денег, счетам и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. Записи в кассовой книге ведутся в 2-экземплярах под копирку. Вторые экземпляры отрывные и служат отчетом кассиру. Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя, главного бухгалтера и кассира.

Безналичное денежное обращение это движение электронных денег, т.е. записей на счетах. Развитое безналичное обращение возможно лишь при развитой банковской системе, когда скорость, гарантия прохождения платежей, качество сопутствующих услуг, - предоставляет большие удобства по сравнению с наличным обращением, что происходит отказ от наличного обращения. Основными инструментами безналичного обращения являются ценные бумаги (векселя, чеки) и также кредитные карточки. Особенно важен такой показатель как скорость оборота средств. Количество денег можно регулировать не выпуском новых денег, а ускорением оборота существующих.

Форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, называется денежной системой . Денежные системы сформировались в XVI-XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства.

Основные формы денежных систем:

  1. Система металлического обращения.
  2. Система бумажного денежного обращения, постепенно на смену приходят пластиковые карты.

Металлическое денежное обращение было двух видов:

  1. Биметаллизм.
  2. Монометаллизм.

Биметаллизм – когда в обращении являются эквивалентными два благородных металла: серебро и золото. В 1865 г. 4 государства: Франция, Бельгия, Швейцария, Италия заключили соглашение «Латинский монетный союз», закрепив биметаллизм, пропорция обмена была 1 зол: 15,5 сер. Но т.к. цены на золото и серебро имели разную динамику, рост цен на серебро отставал от роста цен на золото, деньги перестали быть всеобщим эквивалентом, т.е. золотая монета стоила выше своего номинала.

Монометаллизм – двух видов:

  1. Серебряный – в России был до денежной реформы Витте, т.е. до 1897 г.
  2. Золотой – был узаконен в 1816 г. в Великобритании. Существовал в трех формах:

Золотомонетный стандарт;

Золотослитковый стандарт;

Золотодевизный или золотовалютный стандарт.

Золотомонетный стандарт – в стране находятся золотые монеты и неполноценные деньги 100% разменные на золотые монеты, т.е. золота в казне не меньше, чем бумажных денег. Перестал существовать после I Мировой Войны, когда золота стало не хватать.

Золотослитковый стандарт – золотых монет в обращении нет, но государство обменивало неполноценные деньги на золотые слитки (1700 фунтов стерлингов на 12,5 кг. (слиток) золота).

Золотодевизный или золотовалютный стандарт – еще более урезанная форма, нет золотых монет, отсутствует обмен неполноценных денег на золотые слитки. Государство обменивает национальную валюту на валюту стран с золотослитковым стандартом. В 1944 г. Бреттон-Вудская конференция (США) заложила основы золотодолларового стандарта, который существовал только для центральных банков (ЦБ менял валюту, а валюту на золото). Казначейство США меняло доллары на золото, но только для ЦБ стран, подписавших конференцию. В 1976 г. Ямайская конференция (золотые запасы оскудели). Правительство США отказалось менять доллары на золото, теперь бумажные деньги на золото не меняются.

В настоящее время во всех странах сложилась государственно-организованная денежная система. Элементами денежной системы являются те ее составляющие части, на которых основывается организация кругооборота денежных ресурсов:

1. Денежная единица - денежный знак, установленный в законодательном порядке. В РФ - это рубль.

2. Масштаб цен - установление содержания цены денежной единицы через весовое содержание золота (сейчас его нет).

3. Виды денег. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему при всех видах платежей.

4. Эмиссионная система. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ.

Современная денежная система имеет следующие характерные черты:

Правительство не устанавливает золотое содержание национальных денежных единиц;

Завершен переход к не разменным на золото кредитным деньгам, произошло стирание между бумажными и кредитными деньгами;

Преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

Усиление государственного регулирования денежного обращения.

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения.

Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей.

Второй принцип – осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

Пятый принцип – срочность платежа.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий.

Существует несколько способов безналичных платежей:

1. Через банковскую систему.

2. Через специализированные клиринговые учреждения.

3. Посредством зачета взаимных требований.

4. Путем использования специализированных инструментов РЦБ.

Источниками проведения безналичных платежей могут являться привлеченные, собственные и заемные средства.

Для хранения денежных средств и осуществления расчетных операций каждому хозоргану в коммерческом банке в зависимости от статуса предприятия, характера деятельности и источника финансирования открываются расчетные, текущие, ссудные, депозитные и другие счета.

Для открытия расчетного счета предприятие должно предоставить банку определенный перечень документов.

С предприятиями, открывшими разные счета, банк заключает договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором отражены права и обязанности сторон, стоимость, оказываемых услуг и материальная ответственность за нарушения условий договора.

В процессе осуществления хозрасчетных операций иногда возникает ситуация, когда остатки денежных средств на расчетном счете предприятия недостаточно для удовлетворения имеющихся претензий со стороны поставщиков, подрядчиков, бюджета. Возникает проблема, какие платежи производить в первую, вторую и т.д. очередь. Для обеспечения единого подхода, избежания дискриминации тех или иных предприятий и организаций, устанавливается так называемая очередность платежей.

Существуют следующие виды очередности платежей:

1) целевая очередность.

2) календарная очередность.

3) календарно-целевая очередность.

4) преференциальная очередность (очередности по усмотрению плательщика).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в настоящее время списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (группа 1);

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору (группа 2);

В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования РФ (группа 3);

В четвертую очередь списание по платежных документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые на предусмотрены в третьей очереди (группа 4);

В пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (группа 5);

В шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности (группа 6).

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями; аккредитивами; чеками; инкассовая форма.

Платежное поручение (ПП) – письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом банке. С помощью ПП совершаются расчеты в хозяйстве, как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно ПП.

Расчеты ПП имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.

Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы. При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Таким образом, депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату. Зачисление средств на счет поставщика производится банком после того, как будут предоставлены документы, подтверждающих отгрузку или выполнение работ, услуг.

Аккредитив может быть денежным и товарным. В случае денежного аккредитива выплата денег его держателю осуществляется против предъявления им документа, удостоверяющего личность. Поручитель может также в качестве получателя денег указать самого себя, чтобы зарезервировать крупные суммы денег для поездок в другие города. Товарный аккредитив применяется в расчетах между поставщиком и покупателем. Покупатель открывает аккредитив в банке поставщика и дает поручение оплачивать счета против передачи поставщиком оговоренных документов. Тем самым поставщик получает гарантию того, что сумма по счету поступит к нему, а покупатель – что товар действительно был ему отгружен.

Инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий на основе расчетных, товарных и денежных документов.

Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку оплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму.

Платежные требования применяются при инкассовой форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара или выписки товарных документов.

Вексель – это долговое обязательство векселедателя или иного указанного в векселе лица уплатить обозначенную денежную сумму в определенный срок в конкретном месте. Преимуществом вексельной формы расчетов перед чековой является возможность совершения индоссамента.

Безналичные расчеты в финансовом секторе экономики могут проводиться:

Через расчетную сеть центрального банка;

Между кредитными организации по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро»;

Через небанковские кредитные организации, специализирующиеся на осуществлении расчетных операций;

Через внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

Межбанковские расчеты – система безналичных расчетов между банками, основанная на прямых переводах денежных средств и регулярных зачетах их взаимных требований и обязательств. На основе расчетов между различными банками можно окончательно завершить расчеты в рамках национальной экономики. Для проведения расчетов коммерческие банки устанавливают между собой на договорной основе корреспондентские отношения. Предметом этих отношений являются два вида операций: по обслуживанию клиентов и собственно межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов и оказанию им трастовых услуг. Собственные операции банков включают предоставление и получение кредитов, депозитов, покупку (продажу) валюты, ценных бумаг и др.

Корреспондентские отношения обычно сопровождаются открытием счетов на взаимной основе (друг у друга).

Имеют место также отношения между корреспондентами без счета, когда взаимные расчеты осуществляются по счетам, открытым ими в третьем кредитном учреждении. Частный случай такой структуры договорных связей – расчеты по корреспондентским счетам, открытым в подразделениях Банка России. Однако они могут проводиться и по счетам, открытым в каком-либо коммерческом банке, обычно являющимся крупным центром межбанковских расчетов, так называемом расчетном банке.

Возможно также установление корреспондентских отношений через клиринговые центры, в которых открываются клиринговые счета как разновидность корсчета для проведения клиринга. При этом равновеликие финансовые требования и обязательства погашаются, а сальдо списывается или зачисляется на основной корреспондентский счет.

Корреспондентский счет – это счет одного банка, открытый в другом банке. На нем отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора.

Открываемые после заключения договоров корреспондентские счета подразделяются на несколько видов: счета «Ностро» - текущие счета на имя коммерческого банка у банка-корреспондента (наш счет в вашем банке); счета «Лоро» - текущие счета на имя банка-корреспондента у коммерческого банка, отражаемые у него в пассиве баланса (ваш счет в нашем банке); счета «Ностро» - счета иностранных банков в банке-резиденте в местной валюте или в валюте третьей страны. Счета «Ностро» в одном банке являются счетами «Лоро» у его корреспондентов и наоборот.

В нашей стране большая часть межбанковских расчетов осуществляется через расчетную систему ЦБ РФ. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей подразделения Банка России – расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков.

Клиринг – один из способов безналичных расчетов. Он основан на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары и услуги, ценные бумаги. При клиринге равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу.

Клиринг может проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые без участия коммерческих банков или с помощью банков. При проведении разового зачета через банки каждому участнику обслуживающим его банком открывается временный (в период зачета) параллельно с расчетным счетом отдельный счет по зачету. По нему списываются и зачисляются суммы. Затем счета по зачету закрываются и выводится сальдо по каждому участнику.

Возможно применения клиринга и при осуществлении межбанковских расчетов. Ведь каждый банк одновременно или попеременно выступает как получатель и плательщик денег. Клиринговые расчеты можно организовать между двумя банками, когда долговое требование первого является долговым обязательством второго, и наоборот. При этом погашаются взаим ные долги. Но наибольшей результативности клиринг достигает при большом количестве участников.

Клиринг может быть организован как через крупнейшие коммерческие банки, так и через клиринговые палаты (центры). При этом необходимо, чтобы клиринговый центр учитывал все долговые требования каждого участника по отношению к другим участникам клиринга и обязательства перед ними с последующим погашением отрицательных и положительных величин. Банки открывают в клиринговых палатах свои счета, на которые переводят часть своих средств. В свою очередь клиринговые палаты открывают свои корреспондентские счета в Центральном банке.

Предыдущая

1. Количество денег в обращении возрастает, если:

а) увеличивается денежная база;

б) растет норма обязательных резервов;

в) увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков;

2. Если номинальный ВВП равен 5 000 ден. ед., одна денежная единица совершает в год в среднем 2,5 оборота, а спекулятивный спрос на деньги составляет 400 ден. ед., то общий спрос на деньги достигнет величины:

а) 5400 ден.ед.;

б) 2400 ден.ед.;

в) 2000 ден.ед.;

г) 400 ден.ед.

3. Реальный объем производства составляет 28 млн. ед., а скорость обращения денежной единицы равна 7. Масса реальных денег в экономике достигнет величины:

г) 4 млн.

4. Если норма обязательных резервов составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

в) 1.

5. Понятие «спрос на деньги» означает:

а) спрос на деньги как средство обращения и спрос на деньги как средство сохранения стоимости;

б) желание держать ценные бумаги, которые при необходимости могут быть использованы для обращения их в
деньги по фиксированной цене;

в) сумму денег, которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной процентной ставке;

г) желание запасать часть дохода «на черный день».

6. Отметьте пункт, не характеризующий функцию Центрального банка:

а) эмиссия денег;

б) банк банков;

в) денежно-кредитное регулирование;

г) проведение внешнеэкономической политики;

7. М1 включает в себя:

а) все деньги и «почти деньги»;

б) металлические и бумажные наличные деньги и чековые вклады;

в) металлические и бумажные наличные деньги и все банковские депозиты;

г) металлические и бумажные наличные деньги и срочные вклады.

8. Предложение денег на графике изображается в виде:

а) горизонтальной прямой;

б) пунктирной линией;

в) кривой с отрицательным наклоном;

г) вертикальной прямой.

9. Термин «учетная ставка» означает:

а) уровень снижения цены для Центрального банка, когда он скупает государственные ценные бумаги;

б) процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам;

в) степень давления, оказываемую ЦБ на коммерческие банки с целью снижения объема с целью выдаваемых ими
ссуд;

г) степень воздействия Центрального банка на рост денежной массы и объема ВНП.

10. Чем бумажные деньги отличаются от кредитных:

а) бумажные деньги – это наличные, а кредитные деньги существуют в форме записи на банковских счетах;

б) бумажные деньги не подлежат вывозу за пределы страны;

в) бумажные деньги имели принудительную покупательную способность, а кредитные деньги – это векселя
эмиссионного банка;

г) бумажные деньги предназначены для оплаты недорогих товаров, а кредитные деньги используются при оплате дорогостоящих товаров и услуг.

11. Банковская прибыль -это:

а) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

б) разница между всеми расходами и доходами банка;

в) процент по банковским кредитам;

г) процент по банковским депозитам.

12. Стоимость денег:

а) всегда неизменна;

б) поднимается с ростом цен;

в) всегда снижается;

г) может повышаться и понижаться.

13. Денежно-кредитная политика проводится:

а) правительством страны;

б) всеми финансово-кредитными учреждениями страны;

в) Центральным банком страны;

г) министерством финансов.

14. Экспансионистская денежно-кредитная политика – это:

а) политика «дорогих денег»;

б) политика «дешевых денег»;

в) политика, направленная на сбалансирование доходов и расходов государственного бюджета.

15. Рестриктивная денежно-кредитная политика проводится

а) в условиях стабильной экономической конъюнктуры;

б) в целях сокращения инфляции;

в) для стимулирования деловой активности.

16. Сеньораж – это:

а) прибыль, получаемая от продажи земли;

б) прибыль, получаемая от чеканки монет;

в) прибыль, получаемая от торговли уникальными товарами;

г) прибыль, получаемая от торговли ценными бумагами.

17. Какая из операций Центрального банка увеличивает количество денег в обращении?

а) Центральный банк повышает обязательную норму резервов;

б) Центральный банк передает государственные облигации населению и банкам;

в) Центральный банк повышает учетную ставку процента, под который он выдает ссуды банкам;

г) Центральный банк покупает государственные облигации на открытом рынке.

18. Правило денежной политики, согласно которому темп роста денежной массы не должен превышать темп роста объема производства в долгосрочном периоде:

а) не окажет стабилизирующего воздействия на экономику, если скорость обращения денег подвержена сильным колебаниям;

б) не снижает стабилизирующего воздействия на экономику, если изменение денежной массы является главным недостатком экономических колебаний;

в) отвергается современными монетаристами;

г) признается наилучшей экономической политикой всеми современными экономистами.

19. Центральный банк не занимается

а) изменением нормы банковского резерва;

б) выдачей кредитов на проведение научных исследований;

в) установлением учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) регулированием количества денег в обращении.

20. В большинстве стран учреждение, выполняющее функции Центрального банка, не…

а) занимается предоставлением кредитов;

б) регулирует величину предложения денег в стране;

в) платит налогов;

г) устанавливает ставок налогообложения деятельности коммерческих банков.

В наличной и безна­личной формах активным образом влияет на протекание процес­сов воспроизводства. Поэтому сознательное воздействие на пара­метры денежной сферы путем их регулирования важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как способ регулирования экономики в целом. Поскольку это воздействие происходит на макроуровне, то основ­ным субъектом регулирования является государство в лице его центрального банка.

Выбор того или иного метода денежно-кредитного регулирова­ния (ДКР) имеет большое значение, потому что применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них являются полностью автономными, другие нуждаются в обязательном дополнении рядом инструментов. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования определяется в значительной мере составом и структурными характеристиками кредитной системы, которую они должны регулировать, поэтому методы денежно-кредитного регулирования различаются по отдельным странам.

Рефинансирование

Рефинансирование в системе денежно-кредитного регулирования рассматривается как политика, обладающая количественным и стоимостным эффектом, причем количественный эффект выражается в размерах рефинансирования и объемах изменения денежной массы, а стоимостный - во влиянии на величину рефинансирования и банковскую ликвидность, поскольку изменение стоимости рефинансирования влияет на уровень спроса на ресурсы со стороны коммерческих банков. Конечная цель рефинансирования состоит в контроле над ликвидностью банков.

В самом общем виде рефинансирование представляет собой бан­ковскую политику в области финансирования экономики. Более конкретно под рефинансированием понимается регулирование кредитной помощи, оказываемой центральным банком коммерчес­ким банкам. Это связано с тем, что последние не способны самостоятельно полностью удовлетворить потребности экономики в кредитах. Рефинансирование может осуществляться различными методами в зависимости от конъюнктуры, намечаемой цели, функ­циональной структуры банков, степени зависимости коммерческих банков от центрального банка.

При рефинансировании наиболее часто применяются метод учетной ставки нормы обязательных резервов, операции открытого рынка, различные виды интервенции центрального банка на денеж­ном рынке, используемые либо альтернативно, либо одновременно. В разных странах соотношение методов рефинансирования различ­но, что предопределяется множеством факторов. Однако общим ус­ловием использования этих методов выступает наличие потребнос­ти коммерческих банков в «подпитке» собственных ресурсов.

Регулирование денежного обращения

Регулирование денежного обращения представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности центрального банка. Это связано с тем, что, с одной стороны, узко направленные, конк­ретные и легко поддающиеся количественному выражению методы регулирования, влияющие на денежное обращение, позволяют получить весомые макроэкономические результаты. Последние формируют финансовые условия функционирования экономики в целом, определяют степень действенности других методов регулиро­вания экономики, используемых государством. При этом в сфере регулирования денежного обращения должно не только происхо­дить совпадение интересов центрального банка как органа государ­ственного регулирования и ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в ее стабильности, с интересами других хозяйствующих субъектов и физических лиц, но и реализовываться целенаправленное и комплексное воздействие центрального банка на различные элементы рыночного механизма. В данном случае важным условием является соответствие применяемых методов денежно-кредитного регулирования не только конкретным целям денежной политики или состоянию экономической конъюнктуры, но и более специфическим задачам, т.е. особенностям существующей национальной финансовой системы, степени развития банковской системы и инструментов денежного рынка, степени взаимодействия денежного рынка с другими сегментами или блоками рыночного механизма.

Денежно-кредитная политика

От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное ре­гулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хо­зяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной еди­ницы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции цент­ральных банков.

Выбор инструментов денежно-кредитной политики довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств. В зарубежной экономической литерату­ре денежно-кредитная политика разделяется на «узкую» обеспечи­вающую стабильность национальной валюты посредством проведе­ния валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры воздействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. В конечном счете они направлены на реализацию основной цели любого центрального банка, связанной с сохранением стабильности национальной денежной единицы и ограничением уровня инфляции. Реализация этой цели осуществляется не изолированно от приоритетов общегосударственной экономической политики. Главным из этих приоритетов является поддержание экономического роста во взаимосвязи с удовлетворением потребностей экономики в финансовых (денежных) ресурсах.

В постсоветстких государствах существуют два подхода к про­ведению денежно-кредитной политики. Сторонники первого считают, что денежно-кредитная политика должна быть жесткой, поскольку только в этом случае можно будет обуздать инфляцию и реализовать монетаристский подход к регулированию экономикой. Согласно второму направлению, должна активно использоваться кредитная эмиссия в целях стабилизации и оживления производ­ства. Это мотивируется тем, что трансформируемая экономика дос­таточно быстро приспосабливается к условиям инфляции. Есть точка зрения о том, что в соответствии со складывающейся хозяйствен­ной обстановкой в стране на каждом конкретном этапе экономичес­кого развития центральным банком должна вырабатываться присущая этому этапу концепция денежно-кредитного регулирова­ния. Сторонники первой точки зрения исходят из необходимости сжатия денежной массы и кредитования только высокоэффектив­ных производств. Сторонники второй точки зрения считают, что это не устраняет различий в доходности реального и финансового секторов экономики.

Характерно, что вопрос о денежной массе связан с проблемой поддержания макроэкономического равновесия между спросом и предложением денег. Монетаристская и кейнсианская школы дают этому различное толкование, но при рассмотрении спора между монетаристами и кейнсианцами по проблеме поддержания макро­экономического равновесия нельзя не отметить тот факт, что спор монетаристов и кейнсианцев сводится к дискуссии о том, являются ли относительные цены в реальном хозяйстве абсолютно гибкими. Однако, оставляя в стороне ценовой фактор и опираясь только на денежный, главный представитель монетаристской школы М. Фридмен считает, что в экономике предложение денег носит экзогенный характер, т.е. определяется силами, находящимися за пределами экономической системы (имеется в виду правительство) и полагает, что изменения в предложении денег не следуют непосредственно вслед за изменением спроса на них, а осуществляются независимо.

Неокейнсианцы выступают против утверждения монетаристов об экзогенном предложении денег, поскольку, по их мнению, это не подтверждается практикой (в работах Дж.М. Кейнса допускалась мысль об экзогенном характере предложения денег). Они полагают, что предложение денег находится в прямой зависимости от спроса на них и носит эндогенный характер. Между тем суть современных споров между монетаристами и другими течениями невозможно понять без анализа неоклассической теории производства и количественной теории денег.

Различия в теории данного вопроса имеют практический харак­тер. Если следовать идеям монетаристов и полагать, что спрос на деньги является стабильным и предсказуемым, а предложение денег экзогенным, то центральный банк в состоянии осуществлять эффективное регулирование экономического развития государства. Если же исходить из того, что спрос на деньги неустойчив, а предложение имеет внутренний характер, то денежно-кредитная политика центрального банка окажется малоэффективной, и поэтому более надежно регулировать экономику путем фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

Координация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой по­литики должна быть обязательной. При этом денежно-кредитная политика является определяющей, поскольку она связана с фор­мированием ВВП, его динамикой и структурой, с оборотом то­варно-материальных ценностей. Бюджетно-налоговая политика косвенно связана с ВВП через его перераспределение, но напря­мую связана с инвестированием через налогообложение, а, следо­вательно, с . В то же время наличие и даже рост бартерных операций,- кризис платежной системы свидетельствуют о разоб­щенности денежно-кредитной и фискальной политики. Если же денежно-кредитная политика функционирует как бы сама по себе или, образно говоря, обращена «внутрь» банковской системы, то ее воздействие на экономику является незначительным, а иногда и негативным. В отдельных случаях это может быть даже тогда, когда по «вине» других блоков экономической политики происходит их нескоординированное действие с денежно-кредитной полити­кой.

Денежно-кредитная политика центрального банка должна учитывать монетаристский и кейнсианский подходы к регулирова­нию экономики. Это подтверждает опыт развития денежно-кредитной политики ряда государств в 90-е гг. XX столетия, когда, опираясь на умеренно инфляционную денежно-кредитную политику, проводились меры по усилению инвестирования реального сектора экономики. Мировая практика подтверждает, что денежно-кредитная политика не должна развиваться также в отрыве от общей экономической политики государства. Поэтому, например, мероприятия по финансовой стабилизации не должны противоречить задаче обеспечения экономического роста, что может быть реализовано через насыщение экономики необходимыми денежными средствами. В данном случае добиться финансовой стабилизации можно путем административного сдерживания роста денежной массы и ограничения кредитной эмиссии коммерческих банков. Однако в результате этого будет страдать производство из-за нехватки денежных средств, что приведет к значительным финансовым потерям.

Для поддержания текущей сбалансированности между вели­чиной кредитной эмиссии и ростом производства товаров и услуг надо использовать денежные регуляторы, воздействующие на со­вокупный спрос. Особую роль может играть возможность влия­ния центрального банка на ситуацию на рынке ссудных капита­лов, денежную массу и уровень ссудного процесса. Эти денеж­но-кредитные механизмы позволяют регулировать размер инвестиционного спроса и уровень сбережений населения, причем особое место в экономической политике государства должна занимать проблема удовлетворения внутреннего спроса населения.

Характерно, что в развитых странах стимулирование внутрен­него совокупного спроса проходит целенаправленно под контролем государства, когда денежно-кредитная политика тесно взаимодей­ствует с налоговой и бюджетной. В частности, в США в период «рейганомики» произошло снижение налогов для стимулирования спроса, сокращены сроки амортизации оборудования, введены налоговые кредиты для расходов на НИОКР и инвестиций в наукоемкие отрасли. В конце 80-х гг. XX столетия в Японии в результате уменьшения подоходного налога и налога на прибыль предприятий произошло общее сокращение налогов и увеличение внутреннего платежеспособного спроса. Поэтому проведение такой политики требует от центральных банков принятия мер по предотвращению инфляционных тенденций. В данном случае долж­на быть повышена роль центрального банка в области процентных ставок для текущего регулирования нормы сбережений и процентов по депозитам в коммерческих банках.

Однако задачи денежно-кредитной политики центрального банка не ограничиваются только стимулированием денежных сбе­режений и развитием механизма их передачи на инвестиционные цели. Денежно-кредитной политике принадлежит весомая роль в стабилизации общеэкономического развития, хотя надо иметь в виду, что в странах со слаборазвитой денежно-кредитной систе­мой эта роль реализуется иначе, чем в развитых государствах. В промышленно развитых странах денежно-кредитная политика тра­диционно служит одним из важнейших инструментов антицикли­ческого регулирования. В основе такого регулирования лежит спо­собность центрального банка (далеко не безграничная) ускорять или сдерживать прирост денежной массы и повышать или пони­жать цену кредита.

Государственное регулирование экономики на этапе перехода к рыночным отношениям может и должно претерпевать постоян­ные изменения. Об этом свидетельствует мировой опыт государ­ственного регулирования экономики в целом и ее отдельных сфер, в частности, денежно-кредитной. При этом исторически исход­ным механизмом регулирования денежной сферы является ры­ночный механизм, определяющий через соотношение спроса и предложения (уровень цен и объем товаров) количество денег в обращении, скорость их обращения, цену кредита, условия вы­полнения деньгами различных функций и т.д.

Регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену, операции на открытом (вторичном) рынке, связанные с покупкой и последующей пере­продажей ценных бумаг. Возможность воздействия на предложе­ние денег обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в фор­мировании кредитных ресурсов банковской системы в целом - основу для определения возможного объема банковских кредитов.

В современных условиях, характеризующихся преобладанием депозитной части денежного обращения, повышается значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование спроса на деньги осуществляется по этой причине прежде всего через регулирование условий выдачи кредитов центрального банка, определяющих условия пре­доставления кредитов банковской системой в целом, хотя после­дняя также влияет на кредитную политику центрального банка. Причем регулирующая роль центрального банка накладывает оп­ределенные ограничения на условия денежного обращения, вызы­вая в итоге ответную реакцию рынка, проявляющуюся в том, что с одной стороны, происходит переориентация не только денежно­го обращения, но и всей системы рынка в сторону достижения рыночного равновесия, а, с другой стороны, осуществляется трансформация или приспособление форм рыночной деятельнос­ти с целью определенного устранения чрезмерных мер регулирую­щего воздействия со стороны государства в лице центрального банка.

Поэтому современное государство с рыночной экономикой, контролируя, например, денежное обращение, движение ссудного процента, протекание операций на вторичном рынке, может влиять практически на все параметры общественного производства. В частности, используя эти методы, государство через центральный банк способствует денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства, росту банкротства и безработицы, повышению курса национальной валюты и снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капиталов и сдерживанию его экспорта и т.д.

Эффективность методов денежно-кредитного регулирования обеспечивается их постоянной эволюцией, связанной с изменени­ем механизма регулирования экономики в целом, с соотношением в нем элементов саморегулирования и сознательного регулирова­ния. Поэтому методы денежно-кредитного регулирования цент­рального банка находятся под влиянием тенденций дерегулирова­ния, связанных с тем, что при сохранении приоритета рыночных отношений происходит не столько уменьшение роли денежно-кредитного регулирования, сколько изменение его качественных характеристик. Эти изменения связаны с достижением большей гибкости регулирования за счет использования чисто рыночных инструментов, включения рыночных параметров в используемые методы регулирования или учет состояния рынка и т.д.

Методы регулирования денежного обращения

К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся:

  • нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований
  • регулирование учетной ставки центрального банка
  • операции на открытом или вторичном рынке

Кроме того центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных «потолков».

Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В част­ности, инвестиционные требования представляют собой обяза­тельство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами). Характерно, что в ряде стран (Франция, Бельгия) введение инвестиционных требований предшествовало введению резервных требований или рассматривалось как вариант последних. В Италии в 60-е гг. XX столетия резервные требования могли выполняться либо в форме депозитов на счетах центрального банка, либо в форме государственных ценных бумаг.

Кредитные «потолки» представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это при­меняется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводится к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы. Для определения максимального роста денежной массы центральный банк основывается на прогнозах роста объема валового внутреннего продукта и индекса изменения цен. Норма роста денежной массы принимается несколько ниже ожидаемого коэффициента роста ВВП по стоимости для обеспечения постепенного уменьшения коэффициента ликвидности экономики и замедления роста цен.

Поэтому лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставляет возможность для финансирования приоритетных секторов (производств) эко­номики по процентным ставкам, искусственно заниженным отно­сительно равновесной рыночной ставки процента. Основная проблема, с которой сталкивается на практике политика лимити­рования кредитов, состоит в предоставлении кредитов тем субъек­там, которые не всегда подпадают под лимитирование. Система лимитирования кредитов обнаружила тенденцию к трансформа­ции банковской деятельности, поскольку она начинает превра­щаться в простое распределение ресурсов, а не в поиск наиболее эффективных сфер приложения банковского капитала. Выбороч­ный, или селективный, характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот определенным секторам экономики, например, сельскому хозяйству, энергетике и экспортосориентированным производствам.

Инвестиционные требования и кредитные «потолки» представ­ляют собой административное вмешательство в регулирование де­нежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную от­ветную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает снижение значи­мости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком де­нежного обращения.

Таким образом, центральный банк имеет в своем распоряже­нии комплекс методов денежно-кредитного регулирования, состав­ляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться по форме воздействия (прямые и косвенные), по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по параметрам регулирования (количественные и качественные). Характерной особенностью этих методов является то, что используются и действуют они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Однако в зависимости от конкретных целей денежно-кредит­ное регулирование центрального банка может быть направлено либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством про­ведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, а при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные (кос­венные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от цент­рального банка, и направленные на ограничение сферы деятель­ности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Одним из методов прямого официального вмешательства в деятельность бан­ковской системы является использование в ряде стран политики переучетного контингентирования, т.е. лимитирования объемов переучета векселей кредитных учреждений центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного по­тенциала банков. Регулироваться может также общий размер кредита. Так, в ФРГ постановлением Федерального бюро надзора за кредитными учреждениями при Министерстве экономики от 16 января 1980 г. установлено соотношение между размерами соб­ственного капитала банков и общей суммой ликвидности. Согласно этому документу кредиты и участия банков не должны превышать их собственный капитал более, чем в 18 раз.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются спо­собы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административны­ми, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход централь­ных банков развитых стран от прямых методов воздействия к ры­ночным методам денежно-кредитного регулирования.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воз­действия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных ме­тодов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, на денежное обращение в целом. Каче­ственные инструменты представляют собой вариант прямого регу­лирования качественного параметра рынка, т.е. стоимости бан­ковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного ре­гулирования в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечны­ми) целями денежно-кредитного регулирования подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуще­ствляться от одного года до нескольких десятилетий. К краткос­рочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулиро­вания.

Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денеж­но-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депо­зитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограниче­ния и другим. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредит­ного регулирования зависит прежде всего от задач, которые ре­шает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны.

В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

Особенности наличного и безналичного денежного обращения:
  • У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
  • У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
  • Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
  • Безналичные расчеты легче контролировать.

Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:

1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .

Таким образом, первый вид включает:

  • денежные расчеты в торговле;
  • платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;
  • расчеты в капитальном строительстве;
  • операции на фондовом рынке.

2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:

  • выплаты ;
  • выплаты процентов, дивидендов;
  • налоги, сборы, вносимые в ;
  • оборот по банковским операциям;
  • оборот по операциям страховых компаний и т. д.

Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.

Модели кругооборота денег

Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:
  1. поток товаров (услуг);
  2. поток денег (расходы населения на покупку товаров и услуг);
  3. поток денег (платежи за потребленные ресурсы);
  4. поток ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг (сырье, и др.).

Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .

Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.

Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .

Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.

Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .

Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .

Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:
  1. расходы потребителей;
  2. расходы, связанные с вложением капитала;
  3. налоги и сборы;
  4. финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
  5. платежи за купленные государственные финансовые активы;
  6. капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
  7. доход от вложений капитала;
  8. поток ресурсов;
  9. доход от реализации ресурсов.

Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .

Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
  • уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
  • скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Д = Т · Ц/v ,

  • Д — денежная масса;
  • Т — товарная масса;
  • Ц — цена;
  • v — скорость оборота денег.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Количество денег как средство платежа определяется :

  • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
  • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

С учетом кредитных отношений

Д = А — В + С — М/Е ,

  • Д — денежная масса, необходимая для обращения;
  • А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
  • В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
  • С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
  • М — сумма взаимопогашающихся платежей;
  • Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

М * v = Q * P ,

  • M — масса денег;
  • v — скорость обращения;
  • Q — количество товаров;
  • P — цена.

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.

В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:

  • степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);
  • развитие безналичных расчетов;
  • частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).

В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

Правовое регулирование денежного обращения

Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

объем предложения денег в наличной и безналичной формах;

объем спроса;

цена кредита.

Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.8, с. 65

Эволюция методов регулирования денежного обращения стимулируется отчасти и его особенностями как объекта регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение одного из параметров рынка ведет к изменению состояния всей системы в направлении достижения рыночного равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие регулирующих мер или позволяющем обходить их. В качестве непосредственных причин изменений методов регулирования денежного обращения можно назвать:

достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;

изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;

интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.

Центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики. 8, с. 68

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • - обязательные резервы;
  • - операции на открытом рынке;
  • - рефинансирование банков;
  • - депозитные операции;
  • - процентная политика.

Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому в значительной мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателей ежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте формирования обязательных резервов и использование этой отчетности для оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующих Положений об обязательных резервах.18, с. 58

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Центральный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета.8, с. 69

Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг

Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Следующим инструментом, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизирует платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. 17, с. 66